- Театр
- «И — жить актерам и актрисам, нам подарившим вечный свет»
- Театральные деятели Дальнего Востока 1890 — 1920 годы
- Кумир мой ! Как дорог ты мне...
- За что, за что, о, Боже мой!..
- Забытая история
- Театр тех, кто любит искусство
- Причуды «Зимней королевы»
- Все мальчишки — дураки
- Прозрачная вуаль недосказанности
- Когда оружие приводит к храму
- Восемь и одна
- Играют в куклы
- Волшебный театр Михаила Шемякина
- Скромный персонаж в галерее лиц
- Прекрасное искусство клоунады
- Из жизни маленькой балерины
- «Каждая картина — это свой спектакль...»
- Чаша, опрокинутая в зрительный зал
- Музыка
- Кино
Новый театральный сезон Хабаровского ТЮЗа открылся спектаклем «Зимняя королева», поставленным приморским режиссером, заслуженным деятелем искусств России Ефимом Звеняцким по мотивам известной сказки Андерсена. Определив жанр спектакля как фантазию и используя в постановке знакомые коллизии, начиная от главных персонажей, места действия и сюжета, театр предложил своим зрителям много нового и необычного, ибо фантазия предполагает то причудливое сочетание вполне узнаваемых современных реалий и сказки. А сказка уже тут как тут: в зеркале, затканном снежной изморозью, в раздвижных занавесях, в таинственных, словно письмена, знаках на портале, в которых, может статься, ключ к разгадке этой фантазии. Зимняя сказка — так я бы назвала сценографию московского художника Илоны Гансовской. В ней все от детских снов и в то же время по-сегодняшнему иронично, легко, как пролог спектакля, в котором актеры, шутливо перебрасываясь репликами, выбегают на авансцену и распределяют роли. Ну а если роли распределены, актеров не остановить. Даже режиссер (у Андерсена этот персонаж называется сказочником) не всегда может совладать с замыслом, вышедшим из-под контроля. В спектакле Ефима Звеняцкого знаменитый розовый куст, из-за которого, собственно, и разгорелся сыр-бор, трансформируется в тюльпан, распустившийся среди зимы в доме Марты. Сама Марта (заслуженная артистка России Евгения Фасулаки), в отличие от традиционной бабушки-старушки, еще не старая и довольно привлекательная женщина, вырастившая двоих детей и хорошо разбирающаяся в истинных ценностях, которые не купишь ни за какие деньги. А Кай и Герда (Георгий Швечков и Евгения Годунова) — юные влюбленные, переживающие перипетии первого чувства. И снова в этом чувстве старомодная самоотверженность Герды, которая борется за душу слабого Кая, пораженного болезнью современных мужчин — инфантилизмом. Этим троим (уходящая натура, никому не нужные сантименты, как и тот театр, в котором перед спектаклем играл оркестр, а в актерах ценились голос и хорошая дикция) противостоят Зимняя королева и Коммерции советник (Анастасия Шилова и Александр Молчанов). Для парочки цинично-веселых молодых людей нет ничего невозможного на свете, потому что все покупается. А если что-то не продается (что — этот цветок? эта любовь? или этот юноша?), значит, мало заплатили, вот вам еще. Не думаю, что, потерпев поражение, они чувствуют себя побежденными. В финале они лишь отступают, и нам еще предстоит встретиться с ними. Между этими двумя силами — пестрая прослойка, состоящая из Короля, Принца, Принцессы и Атаманши с Маленькой разбойницей. У каждого из них своя игра и свой театр, то бишь жизнь, из которой они устраивают представление — будь то дворцовый зал или опушка леса. Создается впечатление, что сцены Короля и Атаманши режиссер отдал заслуженным артистам Татьяне Гогольковой и Владимиру Годованцу на откуп — с таким увлечением и азартом разыгрывают актеры, соскучившиеся по настоящему театру, свои роли, буквально купаясь в материале пьесы. Не отстают от них и молодые актеры: Наталья Чиж, Александр Пилипенко, Ирина Покутная. Стильные костюмы, яркие парики, чудные шляпы и прочая изысканная атрибутика «Зимней королевы» усиливают атмосферу театра, игры, импровизации. Хотя всякая импровизация хороша тем, что четко выверена и тщательно отрепетирована. Если добавить, что спектакль очень красивый и дорогой, можно понять опасения тех, кто ворчит, что он получился для избранной публики, для элиты, хорошо разбирающейся в театральных тонкостях, а простому зрителю его не понять. В таком случае можно пожелать всем театрам побольше элитных спектаклей. А зритель разберется. Это не так сложно, если в основе работы заложена любовь. Светлана ФУРСОВА, |
|||
|