Причуды «Зимней королевы»

Новый театральный сезон Хабаровского ТЮЗа открылся спектаклем «Зимняя королева», поставленным приморским режиссером, заслуженным деятелем искусств России Ефимом Звеняцким по мотивам известной сказки Андерсена.

Определив жанр спектакля как фантазию и используя в постановке знакомые коллизии, начиная от главных персонажей, места действия и сюжета, театр предложил своим зрителям много нового и необычного, ибо фантазия предполагает то причудливое сочетание вполне узнаваемых современных реалий и сказки. А сказка уже тут как тут: в зеркале, затканном снежной изморозью, в раздвижных занавесях, в таинственных, словно письмена, знаках на портале, в которых, может статься, ключ к разгадке этой фантазии.

Зимняя сказка — так я бы назвала сценографию московского художника Илоны Гансовской. В ней все от детских снов и в то же время по-сегодняшнему иронично, легко, как пролог спектакля, в котором актеры, шутливо перебрасываясь репликами, выбегают на авансцену и распределяют роли. Ну а если роли распределены, актеров не остановить. Даже режиссер (у Андерсена этот персонаж называется сказочником) не всегда может совладать с замыслом, вышедшим из-под контроля.

В спектакле Ефима Звеняцкого знаменитый розовый куст, из-за которого, собственно, и разгорелся сыр-бор, трансформируется в тюльпан, распустившийся среди зимы в доме Марты. Сама Марта (заслуженная артистка России Евгения Фасулаки), в отличие от традиционной бабушки-старушки, еще не старая и довольно привлекательная женщина, вырастившая двоих детей и хорошо разбирающаяся в истинных ценностях, которые не купишь ни за какие деньги. А Кай и Герда (Георгий Швечков и Евгения Годунова) — юные влюбленные, переживающие перипетии первого чувства. И снова в этом чувстве старомодная самоотверженность Герды, которая борется за душу слабого Кая, пораженного болезнью современных мужчин — инфантилизмом.

Этим троим (уходящая натура, никому не нужные сантименты, как и тот театр, в котором перед спектаклем играл оркестр, а в актерах ценились голос и хорошая дикция) противостоят Зимняя королева и Коммерции советник (Анастасия Шилова и Александр Молчанов). Для парочки цинично-веселых молодых людей нет ничего невозможного на свете, потому что все покупается. А если что-то не продается (что — этот цветок? эта любовь? или этот юноша?), значит, мало заплатили, вот вам еще. Не думаю, что, потерпев поражение, они чувствуют себя побежденными. В финале они лишь отступают, и нам еще предстоит встретиться с ними.

Между этими двумя силами — пестрая прослойка, состоящая из Короля, Принца, Принцессы и Атаманши с Маленькой разбойницей. У каждого из них своя игра и свой театр, то бишь жизнь, из которой они устраивают представление — будь то дворцовый зал или опушка леса. Создается впечатление, что сцены Короля и Атаманши режиссер отдал заслуженным артистам Татьяне Гогольковой и Владимиру Годованцу на откуп — с таким увлечением и азартом разыгрывают актеры, соскучившиеся по настоящему театру, свои роли, буквально купаясь в материале пьесы. Не отстают от них и молодые актеры: Наталья Чиж, Александр Пилипенко, Ирина Покутная.

Стильные костюмы, яркие парики, чудные шляпы и прочая изысканная атрибутика «Зимней королевы» усиливают атмосферу театра, игры, импровизации. Хотя всякая импровизация хороша тем, что четко выверена и тщательно отрепетирована. Если добавить, что спектакль очень красивый и дорогой, можно понять опасения тех, кто ворчит, что он получился для избранной публики, для элиты, хорошо разбирающейся в театральных тонкостях, а простому зрителю его не понять. В таком случае можно пожелать всем театрам побольше элитных спектаклей. А зритель разберется. Это не так сложно, если в основе работы заложена любовь.

Светлана ФУРСОВА,
журналист