Эстетика оптимизма

Живопись и графика способны ошеломить, если долго были неведомы.
М. Герман

Овчинников В.Д. (1920–2000). «На побывку едет молодой моряк». Х.,м. 1962Благодаря искусству мы зачастую переживаем те эмоции, которые в силах изменить наши взгляды на, казалось бы, давно известные проблемы, события и идеи. И слава богу, что мы так устроены, что человеческие разум и чувства безгранично свободны для новых открытий и откровений. Постоянно испытывая и переживая сложные связи настоящего с прошлым и будущим, мы невольно пытаемся найти новый уровень их осмысления, иначе понять и почувствовать, в чем-то убедиться или разочароваться, что-то отвергнуть или принять, покаяться или поклясться. В своем стремлении стать лучше человек обретает надежды на спасение и духовное возрождение. Искусство же есть тот неиссякаемый источник духовности, нравственности и красоты, который восстанавливает в нас светлые силы и возвращает забытые идеалы.

Савченкова М.В. (Р. 1917). «Полдень в яслях». Х.м. 1961Как и все в этом мире, искусство имеет свою историю и теорию, своих творцов и своих зрителей, своих хранителей и своих недоброжелателей, свою родину и свою судьбу. Судьба советского изобразительного искусства хорошо известна многим его современникам, но, к сожалению, описана ими не слишком достоверно, и потому вопрос этот остается актуальнейшей темой для историка искусств. Колоссальную роль в написании подлинной истории искусства играют музейные коллекции. Сохраняя, изучая и показывая первоисточники, музеи вовлекают в этот процесс все общество, формируют наше сознание, наши идейные и эстетические потребности.

Фрих-Хар И.Г. (1893–1978). «Мальчик с голубями».  Фаянс, роспись.1938–1939Экспозиции Дальневосточного художественного музея, начиная с момента своего основания в 1931 году, претерпели много изменений. Наиболее частому пересмотру подвергались так называемые советские залы. Происходило это по ряду причин: изменялись идеологические акценты, приходилось вовремя реагировать на «постановления партии и правительства», новые вожди внедряли новые художественные пристрастия. Но главная и самая приятная причина в этом смутном ряду — это постоянное пополнение музейной коллекции новыми экспонатами. Щедро финансируя свое искусство, государство тем самым создавало уникальные по своей догматичности «советские коллекции». Но слишком навязчивая и вульгарная форма их пропаганды в конце концов возымела в народе свою естественно отрицательную реакцию. Советские люди утомились от советского искусства и вообще от советской жизни.

Кобылкин А. М. (1929–1993). «На ферме». Х.м. 1960С начала 80-х годов искусство советского периода выставляется в музейных залах лишь периодически. И не потому, что оно того не достойно. Причина куда более банальна и для большинства музеев традиционна — нехватка экспозиционных площадей. Отчасти это компенсируется активной выставочной деятельностью, так как именно выставочная форма освоения материала позволяет свободно экспериментировать, менять экспозиционные сочетания, искать новые смыслы, открывать неизвестные имена, вспоминать забытые сюжеты, разбираться в противоречиях эпох и исторических перипетиях.

Выставочный проект «Соцреализм» реализуется музеем с 1991 года и призван представить широкую панорамную ретроспективу искусства социалистического реализма. Сегодня это художественное явление по-прежнему не имеет однозначных трактовок и полноценных исторических характеристик. А потому наш интерес к искусству героической и жизнерадостной эпохи не иссякает.

Жуков И.Н. (1875–1948). «Поздравьте! Не вычистили!» Гипс тонированный. 1930Касаясь непосредственно истории вопроса, следует отметить, что ХХ век стал для России самым необычным из всех предыдущих: череда революций, новаторство во всех областях жизни, беспримерная ломка устоев и колоссальный прорыв в искусстве. Русский авангард поставил русское искусство во главе наиболее прогрессивных мировых явлений культуры. Наряду с революционной порой 20-е годы были единственным этапом в истории советского искусства, когда оно развивалось естественно и органично. Плюрализм художественной жизни тех лет осуществлялся многочисленными группировками и объединениями. Первым тревожным сигналом стала замена в конце 20-х годов интеллигента Луначарского на посту наркома просвещения на военного деятеля Ворошилова. А уже с самого начала 30-х годов ситуация стала меняться драматически быстро. 1932 год стал «годом великого перелома» в судьбах деятелей литературы и искусства, своеобразной коллективизацией со своей классовой борьбой и со своими жертвами. Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» насильственно перевело весь творческий процесс в командно-административные рамки тоталитарного сталинского режима. Сам же термин «соцреализм» появился в печати у писателя И. М. Гронского месяц спустя после постановления. А 26 октября того же года на квартире у Горького состоялась встреча писателей со Сталиным. В результате почти трехчасового совещания вождь благословил и термин, и сам метод в официальный оборот, поручив Горькому его литературную интерпретацию. Писатель предложил интересное и неординарное толкование. «Социалистический реализм, — говорил А. М. Горький, — утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия. Ради великого счастья жить на земле, которую сообразно непрерывному росту его потребностей хочет обработать всю как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью». Официальная же трактовка «соцреализма» как единого творческого метода была дана известным партийным карьеристом Ждановым на
I съезде советских писателей в 1934 году.

Самохвалов А.Н. (1894–1971). «Девушка  в розовой майке». Х.м. 1933Существовали строго регламентированные установки: каким должно быть искусство «соцреализма» и каких критериев надо придерживаться в оценке художественных произведений. Главный критерий — реализм. За эталон признавалось русское искусство XIX века, за исключением «декадентов». В качестве основного эмоционального ориентира были предложены исключительно позитивные трактовки. Оптимистическая тенденция имела под собой изначально веские жизненные основания — неподдельная вера народа в идеалы социализма, его героический энтузиазм, индустриальные преобразования и аграрные успехи.

Основные отличительные признаки советского счастья воплотились ярче всего в отдельных художественных жанрах — в портрете и в сюжетно-тематической картине. Бытовой романтизм как один из способов массового освоения искусства вернул к жизни мотивы праздничных шествий, танцев и застолий, первых свиданий и счастливых семейных будней, беззаботного наивного детства и молодежного задора.

Терпсихоров Н.Б. (1890 -1960). «Вася с кроликом». Х.м. 1933Радость бытия и полнота жизненных ощущений воплотились во всенародном призыве «Изображать жизнь в формах самой жизни». Пейзажный жанр воспевал могучую и раздольную природу. Натюрморты символизировали плодородие и изобилие. Портрет вывел в лидеры простого советского человека, героя жизни, излучающего улыбку, с ясным и прямым взглядом, устремленным в светлое будущее. «Культовый» портрет, работающий на политическую конъюнктуру и изображающий «отца» и «слуг» народа, не мог испортить ситуацию в целом — портретное искусство переживало настоящий расцвет. Это было портретное десятилетие! Именно тогда были созданы лучшие образцы советского портретного жанра. Свидетельством тому стали работы Петрова-Водкина, Самохвалова, Герасимова, Ряжского из дальневосточного музейного собрания. Эти талантливые художники стремились совершенно искренне выразить сущность и необыкновенность советского человека, гордого своим Отечеством, духовно богатого и свободного. Художники Кузнецов, Грабарь, Нисский, Сарьян работали одинаково успешно в разных жанрах. Вопреки всему они сумели сохранить высокий профессионализм и подлинную художественность своих работ.

Острова Л.А. (Р.1914). «Родные просторы». Х.м. 1961Многие программные произведения соцреализма активно эксплуатировали детскую тематику. Детские образы как воплощение непосредственности и наивности распространились в многочисленных «головках», в мотивах, посвященных жизни юных пионеров, часто дети изображались с животными. Особенно актуально смотрелись сюжеты, где дети и вожди находились в непосредственной близости. Не менее настойчиво насаждался культ женской силы (не красоты!). Крепкие, натруженные, атлетические женские тела должны были свидетельствовать о советском счастье, которое, по мнению партии, заключалось «в творческом труде на благо коммунизма», а не в каторжной повседневности, как считали некоторые.

Дашкевич А.Д. (Р. 1912). «Рыбаки  Камчатки». Х.м. 1948Дальневосточные художники в не меньшей мере испытали силу идеологического давления, но именно в те годы многие из них создали свои лучшие произведения, ставшие классикой регионального реализма. Советская эпоха и сформировала основные устои профессионального искусства на Дальнем Востоке, восприняв реалистический метод как исключительную возможность изобразительной трактовки действительности, и ей же оно обязано своим невероятно бурным развитием. Другие художественные стили и явления если и возникали в регионе, то ненадолго и никогда не имели официальной поддержки.

Сергиенко М.Е. (1927-1955). «По ягоды». Х. м. 1954Дальний Восток дарил необычные сюжеты и темы, удивлял своими невиданными красками, поражал гигантскими просторами и общественной востребованностью. Художник здесь всегда был большим человеком, ибо воспевал этот край самозабвенно, создавая уникальную художественную летопись жизни далекой российской окраины. Программное историческое полотно Григория Зорина «Первые русские на Амуре» поражает исторической достоверностью и жизненной правдой, монументальным размахом и силой момента. Сюжетно-тематические композиции Андрея Бельды, Василия Высоцкого, Ивана Петухова исполнены эффектно, увлекают зрителя своими масштабами, простотой языка и понятностью сюжетов и образов. Прекрасно вписались в общесоветский художественный контекст произведения хабаровчан Николая Чайкина и Виталия Дроздова, художников из Комсомольска-на-Амуре Георгия Цивилева и Николая Муравлева, приморских авторов Ивана Ионченкова и Ивана Рыбачука.

Ионченков И.А.  (1933–1996). «Мать Севера». Х.,м. 1969Жизнь, традиции и своеобразная культура аборигенов постоянно вдохновляли и подпитывали творчество Григория Гусака, Михаила Сергиенко, Евгения Фентисова и многих других авторов. Богатейший натурный материал лежит в основе большинства картин Алексея Шишкина, Бориса Шахназарова, Василия Высоцкого, Гиви Манткавы, Александра Кобылкина, Даниила Шофмана, Галины Кабановой, призванных навеки воспеть экзотическую красоту сурового края, плодородие дальневосточной земли, богатство и неисчерпаемость ее недр. Свой реалистический талант в портретном жанре реализовали Александр Максимовский, Геннадий Лукьянов, Александр Зибаровский, Василий Зуенко, Николай Долбилкин. В жанре тематической картины прозвучали имена Владимира Овчинникова, Евгения Короленко, Виктора Лановенко.

Мощным живописным талантом отмечено творчество хабаровских художников Алексея Федотова и Валентина Степанова. Сочная, насыщенная жизненной силой и красотой палитра, абсолютное чувство пространства, самобытная пластическая интерпретация незатейливых сюжетов и удивительная одухотворенность позволяют отнести созданные ими полотна к лучшим образцам отечественной реалистической живописи.

Соколов-Скаля П.П. (1899–1961). «Утро». Х.,м. 1934 «Заказ на оптимизм» просуществовал в советском обществе до самой «перестройки». Эпоха, сотворившая миф о лучшем искусстве всех времен и народов, прощалась с жизнью, оставляя всем нам на вечную память искусство сложное и простое, искреннее и фальшивое, абсурдное и реальное, а впрочем, такое же противоречивое, как и действительность, его породившая.

P. S.
В начале 70-х или немного раньше «соцреализм» дал жизнь новому направлению в отечественном искусстве — соцарту, сущность которого сводится к пародированию форм «соцреализма». Соцарт получил широкое развитие в философии, литературе и изобразительном искусстве. Как художественное течение относится к «московскому концептуализму». Рассматривается критикой как чисто советский феномен, хотя многие приемы заимствованы у поп-арта. (Поп — реакция на засилие вещей, соц — реакция на засилие идеологии). В этой стилистике успешно работают Э. Булатов, И. Кабаков, В. Комар, А. Меламид, Д. Пригов, А. Мироненко, А. Петров, Б. Орлов. По мнению известного критика Бориса Гройса, это не просто противостояние авангард — «соцреализм», а противостояние мифологического и аналитического типов сознания.

P. P. S.
В сталинское время действительно удалось воплотить мечту авангарда — организовать всю жизнь общества в единых формах, хотя, разумеется, не тех, которые казались желательными самому авангарду. Искусство соцреализма оказывается в положении, к которому изначально стремился авангард, — вне музея, вне истории искусства, как абсолютно другое по отношению к любым социально установленным нормам культуры.
Б. Гройс

Светлана СОЛОВЬЕВА


Светлана СоловьеваСоловьева Светлана Александровна

Заведующая отделом современного искусства ДВХМ, ведущий специалист.

Окончила факультет иностранных языков ХГПИ. С 1983 года работает в Дальневосточном художественном музее. Стажировалась на базе ведущих российских музеев, в МК РФ, в Париже в Центре современного искусства им. Жоржа Помпиду по специальностям: каталогизация музейных коллекций, экспозиционно-выставочная работа, современное искусство. Член Международного совета музеев (ИКОМ России)