- Художники Дальнего Востока
- Арт-календарь
- Персона
- Вспомним имя
- Художники города юности
- Территория творчества
- Взгляд
- Визит
- Обретенный рай
- Эстетика оптимизма
- Век нынешний и век минувший
- Тот самый миг...
- Молитва в красках
- Славянские сказы, сплетенные из трав
- Лики таёжных легенд
- Этнос
- Художники Находки
- Художники Камчатки
- Дата
- Содружество культур
- Галерея лиц, имен и судеб
- Маленький город
- Марк Аврелий и другие
- Встречи с Фаустом, или Превратности странствий
- Гонец на краю вечности
- Родословная как зеркало эпохи
- Музыка
- Поклонись забытым предкам
Георгий Александрович Цивилёв, коренной дальневосточник, родом из Благовещенска, приезжает на строительство Комсомольска в 1932 году. Ему всего 18 лет, но за плечами — Ленинградское художественное училище. Цивилёв молод, полон сил, он наравне со всеми корчует тайгу, строит Копай-город, прокладывает первую узкоколейку, а в свободное время делает наброски, зарисовки. С фотографии 1937 года, запечатлевшей коллектив клуба «Ударник», на нас смотрит совсем юное лицо с романтичной шевелюрой и небрежно зажатой трубкой в зубах. Он главный художник клуба, на нем вся наглядная агитация. Цивилёв оформляет городские праздники, рисует плакаты, пишет лозунги. Приняв эстафету у профессионалов, объединившихся в студию военных художников, с 1938 года он начинает работать в театральной студии города: создает декорации, эскизы костюмов. Во время Великой Отечественной войны Георгий Александрович тяжело болеет, но несмотря на это с группой художников и скульпторов оформляет Дворец судостроителей, где вместе с ленинградской художницей С. Л. Закликовской расписывает потолок и готовит занавес для театральной сцены. Одновременно иллюстрирует книгу Н. П. Задорнова «Амур-батюшка». После войны Цивилёв организовывает во Дворце культуры художественную студию, у него появляются ученики: Н. Драчев, Н. Иванов, А. Абросимов, Н. Деревцов и другие.
Практически все, что переживалось обществом тех лет, находило отзвук в культурной ситуации в целом. Излюбленной формой работы становятся поездки на стройки, откуда потом привозились серии портретов и пейзажей. Так, в 1935 году по заданию ЦК ВЛКСМ молодые художники из Москвы Хоскель Сандлер и Софья Витухновская приезжают на строительство Комсомольска-на-Амуре. Их задача — запечатлеть героические будни молодой страны. Сандлером создается графический цикл работ «Рождение города Комсомольска». Витухновская работает в технике масляной живописи, пишет портреты и пейзажи, делает эскизы декораций для местного театра. В 1937 году в городе открыта первая выставка живописи и графики в честь 10-й годовщины ВЛКСМ. Первая городская художественная студия своим рождением также обязана этим москвичам.
Первая студия самодеятельных художников была организована Г. А. Цивилёвым во Дворце культуры судостроителей, в ней занимались молодые люди, избравшие для себя единственно верный, мучительный и сладостный путь творческих исканий. Имена этих художников связаны с историей города неразрывно, каждый увидел и полюбил этот город по-своему, нашел волнующую тему в сплетении исторических событий и реальных человеческих судеб и остался верен мечте до конца. Это Н. В. Иванов, прекрасный акварелист, создавший более двух сотен листов о Комсомольске 50–60-х годов. Строитель по образованию, он увлечен техникой акварели и под руководством Цивилёва совершенствует свое мастерство. С 1951 года работает в открывшихся мастерских Художественного фонда, а после первой выставки «Советская Россия», где экспонировались его работы о Комсомольске, становится членом Союза художников.
А. И. Абросимов, живописец, в чьих полотнах переплетается суровый реализм трудовых будней и лирическое мировосприятие. С 1935 года он живет и работает в Комсомольске, а в 1958 году оканчивает Иркутское художественное училище. Именно с этого времени начинается путь художника, работающего в области станковой живописи. Он остро и чутко воспринимает лирику природы, ее высокая поэзия в единении с человеком раскрывается в живописных произведениях Абросимова.
Художника А. В. Мащенко, преподававшего в студии вместе с Цивилёвым, обстоятельства постоянно отрывали от любимого дела и любимого города. Но он с завидным упорством возвращался к тому, что полюбилось навсегда. В 1937 году он приезжает в Комсомольск, предполагая поступить в художественное училище, которого, увы, в городе не оказалось. Служба в армии, потом Великая Отечественная отодвинули мечту о профессиональном художественном образовании, но определили одну из главных тем в творчестве художника. После увольнения в запас А. В. Мащенко вернулся в Комсомольск — в город, выбранный сердцем еще в юные годы. Он стоял у истоков создания детской художественной школы, был в числе организаторов и одним из первых руководителей Художественного фонда. В его живописных и графических работах — темы строительства и освоения дальневосточной земли, приамурские пейзажи, портреты людей, по которым можно изучать историю Комсомольска. Этому художнику присуще удивительное чувство динамики времени.
В 1953 году по приглашению дирекции приезжает для работы художником-поставщиком Г. Н. Скоморохов — яркий самобытный художник, оформивший более 150 спектаклей в городском театре драмы и поднявший искусство сценографии в Комсомольске на небывалую высоту. В 1955 году в творческий коллектив художников города вливаются новые силы: после распределения сюда приезжают выпускники Ленинградского художественного училища им. Мухиной Н. П. Долбилкин, Н. С. Ивлева, С. В. Николин, А. Н. Буробкин.
Н. С. Ивлева — скульптор, на протяжении многих лет вносящая в лицо города индивидуальные черты. Более ста скульптурных композиций и портретов на счету у художницы. Многие произведения выполнены в соавторстве с С. В. Николиным. Значимы для комсомольчан и истории города мемориальные доски, посвященные лучшим людям Комсомольска: Г. А. Цивилёву, заслуженному врачу РСФСР В. Л. Пендрие, первостроителям. И, конечно же, мемориал Памяти комсомольчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, открытый в 1972 году. В. П. Лановенко — еще одно звучное имя в истории искусства города юности. Становление художника приходится на 60-е годы, когда в искусстве возникают новые веяния и поиски. Романтик по своему складу, он наполняет свои живописные произведения мощной энергетикой. Поездки к геологам на Баджал, к строителям БАМа и газопровода Оха — Комсомольск, к рыбакам Амура и Камчатки вдохновляли к созданию ярких по звучанию работ. Более пятидесяти лет отдал городу юности П. Л. Фефилов — самодеятельный художник. Увлеченно занимающийся живописью, именно он с Н. В. Ивановым был организатором бюро эстетики на ЗЛК. По его приглашению в Комсомольск приехал художник В. Л. Шкраб, возглавивший работу по эстетическому оформлению города. В лице Шкраба город обрел не только талантливого дизайнера и проектировщика, но и великолепного живописца, создавшего большое число работ о городе и его людях. В. Л. Шкраб учился в Одесском художественном институте, затем в Москве. Работал главным художником на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, участвовал в войне, которая завершилась для него в Маньчжурии на Дальнем Востоке. Здесь сформировался художник с острым драматическим восприятием, художник-мыслитель.
В 70-е годы в Комсомольск по приглашению Хабаровского отделения Союза художников приезжает большая группа выпускников художественных вузов страны: В. П. Пащенко, Л. Г. Шилов, В. Н. Уфимцев, Н. Н. Чувахин. Новый край манит своими гигантскими масштабами, город, овеянный романтикой первых пятилеток, диктует совершенно новый ритм творчества. Внимание всей страны приковано к Дальнему Востоку. БАМ — стройка века — становится для художников главной темой. Сформировалось молодое поколение творчески одержимых людей, выросших на этой земле и не мыслящих себя вне города юности: художники Ю. И. Быков, С. Н. Золотарев, Г. Н. Захаркин, А. А. Зибаровский, скульптор А. Смирнов. Появляются произведения уже сложившихся мастеров, в которых новое прочтение жизненного пространства, его духовной сущности определяет и образный язык изображения.
С 1983 года в Комсомольске живет и работает А. Н. Турчевский — мастер резцовой гравюры. Но именно в этом городе к художнику пришло желание заняться живописью, вложить в изображение дальневосточного пейзажа переосмысленное понимание окружающего мира, донести до зрителя прочувствованное им самим ощущение внутренней жизни деревьев, трав, облаков. Масштабность мышления художника Ли Гирсу заставляет его обратиться к оригинальной живописной системе наложения красочного слоя, в которой заключено понимание художником философской картины миропорядка. Его пейзажи светятся мерцающим светом вечности, незыблемости и грандиозности дальневосточной природы, в которой для художника весь мир. Художники, навсегда связавшие свою творческую судьбу с городом юности и Дальним Востоком, создали их неповторимый облик в произведениях живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и монументального искусства. Все это — не только культурное достояние Комсомольска-на-Амуре, но и важный исторический документ эпохи. Евгения БЫКОВА Заведующая сектором современного искусства Комсомольского музея изобразительных искусств. |
|||
|