- В будущее — с надеждой
- Соединяя нить веков
- Свет «Хабаровских огней»
- Размышления после шопеновского концерта
- О том, кого люблю
- Современное искусство Хабаровска без сиюминутных оценок
- Окна радуги и двери травы
- Региональный творческий союз
- Николай Федорович Чайкин — пейзажист «чистой воды»
- Ольга Афанасьева. Философия натюрмортов
- Владимир Хромов. Метаморфозы
- «Созвездие Стрельца» — роман о Хабаровске
- Ниоткуда с любовью...
- Благословенно все на этом свете
- Житие одной избушки
- «На всякого мудреца хомут найдется...»
- Стиль «Хехцирских узоров»
- Берегите амурского тигра!
- Любить полосатого зверя
- «Я хочу, чтобы человек стал оберегом для себя...»
- Приезжайте в город КнАМ!
- Горькая кисть рябины
- Он открывал для нас мир камня
- Хабаровск — Италия: 10 лет дружбы и любви
- Итальянские каникулы
Николай Федорович Чайкин родился в 1922 году в сибирском селе Прокопьево. В 1932 году вся семья переехала на Дальний Восток — в Хабаровск. Уже в школе Николай Чайкин полюбил рисование и тогда же решил стать художником. В 1940 году поступил в Благовещенский педагогический техникум на художественное отделение. Казалось бы, все складывается как нельзя лучше — неординарные способности, прекрасные педагоги, среди которых Петр Сергеевич Евстафьев, ученик И. Е. Репина и Д. Н. Кардовского, светлое коммунистическое будущее. Война нарушила все планы, помешала закончить учебу и получить специальное образование. По состоянию здоровья на фронт не взяли, но юный художник «воевал» в тылу, рисовал плакаты в агитпунктах «Всекохудожника». Так и начался большой творческий путь Николая Чайкина. В 1943 — 1944 годах работал художником в газете «Рыбаки Амура». В старых подшивках можно найти первые самостоятельные работы молодого автора — портреты рыбаков. По-настоящему его профессиональной школой была сама жизнь, а известным пейзажистом он стал благодаря Амуру. Первый вояж по великой реке Чайкин совершил в качестве командира трофейного мотобота. Без навыков навигации, без водительских документов группа художников — Чайкин, Косых и Аистов — взялась перегнать трофейную штуковину своим ходом из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре. Амурские пейзажи заворожили художников. Целыми днями на обрывках плакатов они делали зарисовки, делились творческими впечатлениями, восхищались красотой амурских берегов, мощью и величием реки. Ну а когда прибыли по назначению, то решили просить рыболовное начальство передать бот Союзу художников для пленэрных поездок. И еще несколько лет небольшое трофейное суденышко служило верой и правдой дальневосточному искусству. С тех пор образ жизни художника мало изменился. В поездках — этюды, в мастерской — картины. Почти каждый этюд Николая Чайкина позднее воплощался в картине, и почти каждая картина находила своего ценителя и покупателя. Произведения Чайкина любили и власть, и народ. Покупали много, много художник и дарил. Дарил друзьям, музеям, коллегам по цеху. Начиная с середины Известно, что Чайкин художник одного жанра, он пейзажист «чистой воды». Для художника Чайкина пейзаж — не просто популярный жанр, не только основное направление его работы — это вся его жизнь. Нет ни одного природного состояния, которое бы не отразилось в холстах этого мастера, нет ни одного времени года, которое бы не было сотворено волею художника. Основной мотив творчества Николая Федоровича — виды Амура, Уссури и окрестностей Хабаровска. Каждый пейзаж конкретен по замыслу и символичен по сути. И поэтому всякая новая работа Чайкина, будь то небольшой этюд или выставочное полотно, — это дополнительный штрих, деталь в собирательный образ Дальнего Востока, созданию которого художник посвятил всю свою творческую жизнь. Светлана СОЛОВЬЕВА |
|||
|