Современное искусство Хабаровска без сиюминутных оценок

Где сегодня находится художественная столица мира? В Париже? В Нью-Йорке? В Мюнхене? В Москве? Даже в масштабах планеты уже давно никто не называет страны. В спорах на эту тему фигурируют исключительно города. География обозначенной проблемы не столь обширна, и нашего города на этой карте нет. Впрочем, как и многих других российских, американских, европейских и прочих городов. Так что ситуация с артистическим пространством как бы ясна: оно не бесконечно, и нас в нем кроме нас самих никто не наблюдает. Время, разумеется, тоже повлияло на развитие искусства: в прошлое ушли школы, направления, традиции. Уже не так актуальны проблемы стиля. Но, как и прежде, самым важным для художника остается идея самовыражения.

Официально в нашем городе самовыражаются 88 человек — именно столько насчитывает сегодня Хабаровская организация Союза художников России. Структура, прямо скажем, сегодня не модная, но все еще единственная профессиональная и признанная властью. Не обремененные же официальным признанием, «свободные художники» творят так же продуктивно и с тем же «успехом». Артистические круги постоянно ширятся — не все выпускники худграфа мечтают о педагогической карьере, кое-кто метит прямо в историю искусства. А она, История Искусства, как говорится, дама капризная, но справедливая. Она знакомит нас с миром прекрасного, неустанно отделяя зерна от плевел. И делает свой выбор не без нашей с вами, господа знатоки и любители искусства, скромной помощи.

Своими компетентно-субъективными и дилетантски-объективными, искренними и не очень рассуждениями об искусстве мы все участвуем в серьезном и ответственном деле: уж если и не пишем историю нашего местного искусства, то хотя бы время от времени сопереживаем увиденное. Ведь не потеряли же мы желание обмениваться мнениями, спорить, дискутировать. А главное, мы не утратили способность видеть и чувствовать прекрасное. И по большому счету не так уж важно, сможем ли мы когда-либо прочесть главу «Искусство Хабаровска в мировом художественном контексте». На сегодняшний день эти понятия никак не совмещаются. А потому попытаюсь продолжить наш разговор уже вне пресловутого заявленного контекста.

Артистическая жизнь нашего города — это невероятный поток событий, зафиксированный, как правило, в виде журналистских хроник, носящих выборочный информационный характер. Аналитический аспект городской визуальной культуры отражен лишь в отдельных критических статьях по поводу различных выставок или событий.

Базовым материалом для подобного рода обозрений являются различные выставочные проекты. Выставка дает художнику возможность демонстрации особого художественного сознания, своего артистического кредо и индивидуального пластического языка и, как всякий творческий диалог, предполагает эмоциональную напряженность, предельную откровенность и честность. И если так происходит, то это никогда не остается незамеченным.

Посещая сегодня хабаровские вернисажи, частенько ловлю себя на мысли, что подобные диалоги случаются все реже и реже. Ситуация укрепилась стабильно невыразительная, без признаков здоровой конкуренции и пока что без всяких творческих перспектив. А ведь еще 10 лет назад все было совсем не так.

Тогда, в начале 90-х, в выставочной политике произошли принципиальные изменения. Впервые на суд зрителей были представлены кураторские проекты и концептуальные выставки. Именно такой подход к трактовке изобразительного материала позволил иначе взглянуть на художника и на творческий процесс в целом. Не менее важным в этой связи представляется новая роль, отвоеванная искусствоведами в борьбе за собственную независимость. И мне чрезвычайно приятно сказать, что у истоков формирования института кураторства на Дальнем Востоке стояли сотрудники нашего музея. Комментируя отдельные события тех лет, я назову лишь несколько имен, которые, на мой взгляд, стали заметным явлением в современном дальневосточном искусстве.

В 1990 году в Дальневосточном художественном музее состоялась первая выставка, где в качестве самостоятельного автора выступила Ирина Оркина.

«Совместно с приморским живописцем Виктором Федоровым она создала незабываемый экспозиционный дуэт на выставке «Мужчина и Женщина». Тема вечности и главных человеческих ценностей — Любви, Рождения, Красоты — была интерпретирована тонко и артистично. Впервые в стенах музея прозвучала настоящая изобразительная симфония, где слияние слова, линии, формы, цвета рождало столь классические образы, несмотря на современный язык авторов. Первая выставка помогла Ирине ощутить свою силу художника. Появилось желание высказаться еще более глубоко и самостоятельно. Так родилась следующая выставка «Соблазн»: стихи, керамика, оригинальная графика. Их единый автор Ирина Оркина. Выставка дала не только успех, но и чувство свободы. А главное, свободы выбора. Так восторженно и справедливо описала эти события в своих искусствоведческих эссе Людмила Козлова, ведущий хабаровский художественный критик.

Незабываемой творческой встречей для всех нас стал цикл персональных выставок Александра Лепетухина, который состоялся в 1993–1994 годах в художественном музее.

Весь необъятный наработанный автором изобразительный материал был рассредоточен в ряде отдельных экспозиций: почти гротескный «Вернисаж с левого колена» сменился плавностью и тонкой чувственностью выставки «О любви», а в канун Рождества по-новогоднему щедрым подарком стал «Хоровод из сказок и снега», вернувший многих в безмятежный мир детства. Эти выставки-события утвердили совершенно особое место художника Лепетухина в изобразительном искусстве Дальневосточного края.

Сегодня Александр Лепетухин работает над новым проектом — он пишет молитвы. Это будет новая встреча, которая обязательно подарит благословенную возможность для каждого сотворить сходный, добрый и праздничный мир в своей собственной душе.

В сложном единстве и одновременно в противоречии с традициями творит хабаровский живописец Вадим Федоров.

Работая над каждой своей композицией, художник переживает происходящее как Человек. Он не абстрагируется, все события происходят в нем, в его душе, разуме и сердце. Он видит все, не выходя из своей маленькой квартирки, не смотря телевизионные программы и не читая газет. Он всегда обращается к своей душе. Все его искусство пронизывает трагическое начало. Выставка «VADIM» (ДВХМ, 1993) стала вариантом слепка с мира художника, расколотого сознанием того, что в общем для всех нас макромире существуют войны, насилие, агрессия.

Смелость и новаторство в хабаровском искусстве 90-х олицетворяет собой творчество Геннадия Арапова.

Уже первые живописные произведения молодого автора были отмечены вниманием зрителей и арт-критиков: «свободное письмо, неожиданная фактура живописной поверхности, ассоциативность образов, легкий „наивный“ язык картин — все привлекало в творчестве художника. Знакомство Геннадия Арапова с графикой современного ленинградского авангарда из собрания Дальневосточного художественного музея изменило круг его представлений о возможностях графической техники. Все последующие его работы — это активная полоса экспериментов и открытий».

Первый концептуальный проект с участием Геннадия Арапова состоялся в 1992 году и имел интригующее «прустовское» название «Под сенью девушек в цвету». Кстати, именно это событие стало точкой отсчета в развитии галерейного дела на Дальнем Востоке. Этой выставкой открывалась первая в городе галерея современного искусства «СКВ». Главное в живописи и графике этого хабаровского художника то, что помимо творческой оригинальности автора произведения Арапова еще и отражают традиции дальневосточной школы изобразительного письма: философичность, хороший вкус и беспрестанный поиск нового.

В постоянном творческом поиске и стремлении найти себя в искусстве находится хабаровская художница Наталья Огнева.

Ее оригинальные живописные и графические произведения, выполненные в стиле «фантастического реализма», неизменно привлекают внимание зрителей и специалистов. Наталья Огнева всегда пытается увидеть и передать гармонию не только в отдельно взятом произведении. Для нее куда более важно жить в гармонии с собой и собственными образами. Ей важно не изменить себе самой, не изменить своим мечтам, своей памяти и своей тайне. Ее искусство словно предназначено для воплощения на дальневосточной земле, на стыке культур Запада и Востока. Сама география региона позволяет впитывать, осмысливать и рождать фантастические образы новой реальности. Наталья Огнева создала собственную реальность, новый мир, открыла заповедную землю. Именно поэтому ее первая персональная выставка в Хабаровске носила столь необычное, но очень верное название — «Terra Natta».

Возвращаясь к началу этого разговора, менее всего хотелось бы расставить все точки над «i», сколь бы соблазнительным это действие не казалось. Исходя из патриотических побуждений, конечно, можно было бы воскликнуть: искусство Хабаровска продолжает жить и развиваться, преодолевая временные трудности и черпая силы для творческого расцвета из неиссякаемого источника отечественных и мировых традиций! Можно было бы, но, пожалуй, не стоит. Хотя бы в силу того, что в столь деликатной сфере человеческой жизни, как художественное творчество, пионерский оптимизм мало применим: здесь определяющими принципами существования становятся отречение от суетности и глубокий духовный поиск художника. А это процесс длительный, сиюминутной оценке не подлежащий. Ну а если все же возникла необходимость в рассмотрении этого искусства, современниками которого мы являемся, то надо сделать паузу. А затем глубоко, внимательно и заинтересованно проанализировать весь предшествующий путь изобразительного искусства хабаровчан. А это уже задача ближайших лет следующего столетия.

Светлана СОЛОВЬЕВА


Соловьева Светлана Александровна, заведующая отделом современного искусства ДВХМ, ведущий специалист.

Окончила факультет иностранных языков ХГПИ. С 1983 года работает в Дальневосточном художественном музее. Стажировалась по специальностям: каталогизация музейных собраний, экспозиционно-выставочная работа, современное искусство на базе ведущих российских музеев, в МК РФ, в Центре современного искусства им. Ж. Помпиду в Париже. Член Международного совета музеев (ИКОМ России).