Город на театральной карте

«Самолет Вани Чонкина»«Хабаровск – город театральный», – оценила дальневосточную столицу Александра Лаврова, главный редактор московского журнала «Страстной бульвар, 10». В 2008 году она пополнила состав жюри краевого театрального конкурса вместе с известным театроведом, профессором Дальневосточной государственной академии искусств Галиной Островской (Владивосток). И дело, конечно же, не только в достаточно крепком материально-техническом состоянии хабаровских театров, хотя это отметили все приехавшие критики. В театральной среде, заметно угасшей в последние годы, вновь появились творческие лидеры.

Главным событием 2007 года стал спектакль «Самолет Вани Чонкина», поставленный на сцене Хабаровского музыкального театра московским театральным критиком и режиссером Владимиром Ореновым. «Чонкин» получил звание лауреата краевого театрального фестиваля в соответствующей номинации, отмечены две актерские работы: Мойше народного артиста России Игоря Желтоухова («Лучшая мужская роль второго плана») и Нюра народной артистки России Татьяны Маслаковой («Лучшая женская роль»). Премией имени актрисы Татьяны Проняковой-Романовой «За честь и достоинство», учрежденной известным дальневосточным художником Викторией Романовой, награждены актеры музыкального театра, заслуженные артисты России Денис Желтоухов и Владлен Павленко.

«Сказка о рыбаке и рыбке»Воспарив в театральном пространстве Хабаровского края, мюзикл «Самолет Вани Чонкина» продолжил свой полет. Впервые за всю театральную историю Дальнего Востока спектакль хабаровской оперетты, а к этому моменту краевого музыкального театра, стал участником Всероссийского конкурса «Золотая Маска» и получил престижную национальную премию сразу в двух номинациях — «Лучший музыкальный спектакль» и «Лучшая мужская роль» (заслуженный артист России Владлен Павленко). Событие знаковое, потому что после нескольких десятилетий отрыва дальневосточного города от центра страны, превратившего его в далекую и непознанную территорию, Хабаровск вновь на большой театральной карте.

Впрочем, не только «Золотая Маска» украсила минувший театральный сезон. В этот раз он оказался на удивление плодотворным, наполненным творческими поисками, яркими премьерами, интересными актерскими, художественными и музыкальными работами. Говоря об этих успехах, Владимир Оренов, третий год возглавляющий жюри краевого театрального конкурса, отметил, что во многом они зависели от той планки, которая была поднята в прошлом году режиссером, а ныне директором Краевого объединения детских театров Хабаровска Константином Кучикиным. Его спектакль «Маленький принц», поставленный на сцене театра кукол и признанный по итогам 2006 года лучшим, позднее стал участником международного фестиваля «Путь кочевника» в Улан-Удэ, а затем получил приглашение на 5-й международный фестиваль театров кукол им. Сергея Образцова.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»Новый театральный сезон — новые интересные работы. Спектакль «Про кота в сапогах» — игровой и фантазийный, созданный режиссером Константином Кучикиным вместе с художником Павлом Оглуздиным и композитором Дмитрием Голландом, признан лучшим. Заметным событием стали пушкинские премьеры на сцене Хабаровского ТЮЗа — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке» (режиссеры Константин Кучикин и Наталья Ференцева), а также в краевом театре кукол — «Сказка о золотой рыбке» (режиссер Юрий Уткин). В спектаклях, созданных в ТЮЗе, искренних и совсем не «датских», нестандартное прочтение пушкинского материала, сценография, построенная на превращениях (художник Андрей Непомнящий), музыка, в которой слышатся древние обрядовые напевы и заклинания (композитор Александр Новиков). И, конечно же, интересные актерские работы. Одна из них получила высокую оценку: заслуженный артист России Владимир Годованец, сыгравший роль царя Дадона в «Сказке о золотом петушке», стал лауреатом в номинации «Лучшая мужская роль».

Среди творческих лидеров сегодня, без сомнения, и Вадим Гогольков — художественный руководитель и главный режиссер Хабаровского муниципального театра пантомимы «Триада». Приехавшие критики Александра Лаврова, Галина Островская, а также театральный художник, редактор «Петербургского театрального журнала» Мария Смирнова-Несвицкая (Санкт-Петербург) говорили о «Триаде» как о театре авторском, имеющем собственное лицо и особую притягательную атмосферу.

«Академия смеха»Из всех представленных «Триадой» спектаклей наибольший интерес вызвала «Академия смеха» японского драматурга Коки Митани в постановке Вадима Гоголькова (номинация «За художественное воплощение актуальной темы»). Здесь многое сошлось: оригинальное прочтение пьесы режиссером, который выводит на первый план трагическую историю художника, оказавшегося в рамках тотальной несвободы, блестящая игра молодого актера Родиона Жедина (роль Автора) и достаточно серьезная работа актера Владимира Токарева (роль Цензора), лаконичная сценография Павла Оглуздина, дополнившая рисунок спектакля интересными, знаковыми деталями. Однако победу на театральном конкурсе (номинация «Художник года») Оглуздину принесли спектакли «Алиса» на сцене «Триады» и «Про кота в сапогах» в ТЮЗе. Композитором года назван Дмитрий Голланд — автор музыки к спектаклям «Портрет» («Триада») и «Про кота в сапогах».

Очередная премьера театра подвижников КнАМ из Комсомольска-на-Амуре, который уже больше двадцати лет живет в пространстве эксперимента и поиска альтернативы традиционной театральной стилистике, — «Кафка для «чайников» (номинация «Новация»). В режиссерской работе Татьяны Фроловой, достаточно жесткой, а временами просто шокирующей, гармонично соединяются живое слово, пластика, свет, видео, аудио и превосходное знание материала, отчего спектакль принимает форму документа, где все предельно точно. К слову, спектакль театра КнАМ «Сухобезводное» по пьесе современного петербургского драматурга Ольги Погодиной, обозначенный как разомкнутый монолог и ставший в 2006 году лауреатом краевого конкурса в той же номинации, был представлен на международном театральном фестивале, проходившем в конце 2007 года в Сингапуре.

«Кафка для «чайников»К сожалению, «классический» театр Комсомольска-на-Амуре — драматический — переживает не лучшие времена, которые, похоже, затянулись. Здесь нет главного — творческого лидера, способного выстроить художественную программу. И все же на фоне случайных пьес встречается серьезный материал. Речь о спектакле «Васса Железнова», поставленном на сцене Комсомольского-на-Амуре драматического театра приглашенным режиссером Дмитрием Васильевым. По оценке хабаровского театроведа Анны Шавгаровой, здесь есть попытка соединить историю распада одной семьи и страны в целом, здесь поиск новых форм, интересные актерские работы Ирины Барской, Ксении Лелькиной, а также Елены Бондарь, которой по итогам конкурса присуждена премия за лучшую женскую роль (Людмила в спектакле «Васса Железнова» и Сильвия в одноименной постановке).

Прошедший театральный сезон не принес побед Хабаровскому краевому театру драмы, и среди главных причин такого положения Владимир Оренов называет отсутствие программы развития, неотработанную репертуарную политику. А полюбившаяся практика приглашать на постановки режиссеров с уже поставленными (и часто не единожды) спектаклями перечеркивает такое понятие, как творческий поиск.

Есть проблемы, есть, и они схожи для многих театров. Чтобы их решить, требуются, конечно, и определенные вложения, и усилия, а самое главное — желание двигаться вперед. Потому что провинциальность — понятие не географическое. В свое время это доказывал Хабаровский театр драмы, с успехом гастролировавший по многим городам России, получавший в середине 1960-х прекрасные отзывы в Москве. Достойно представлял свои работы на столичных подмостках в начале 1980-х Комсомольский драматический, и об этом говорят сохранившиеся в архивах рецензии. В нынешней ситуации планку профессионализма удерживают «Триада», ТЮЗ, КнАМ. И если в прошлом году столичные театроведы говорили о Хабаровске как о городе театральных «бутонов», которым требуются умелые садовники и устойчивая погода, сегодня, похоже, они начинают раскрываться. Все более значимым становится краевой театральный конкурс, и не последнюю роль играет тот факт, что к нам приезжают ведущие российские театральные критики, а это, прежде всего, объективный взгляд со стороны. В центральной прессе (всероссийская газета «Культура», московский журнал «Страстной бульвар, 10», «Петербургский театральный журнал») появляются серьезные публикации, на крупных фестивалях, в том числе и международных, наши театры достойно представляют свое искусство. И с этой точки зрения дальневосточная столица избавляется от статуса провинциального города и подтверждает другой — культурного центра.

Елена ГЛЕБОВА