- Дорогие земляки, уважаемые читатели!
- Дорогие друзья, уважаемые жители Хабаровского края!
- Сквозь времена и судьбы
- Литература
- Единое пространство культуры
- Наша «Золотая Маска», или Материал для посвященных
- Город на театральной карте
- «Новые грани» в театральном пространстве Хабаровска
- Александр Пышнёв
- Опровержение Соломона
- Шалом! Здравствуйте!
- Стать самим собой
- Тина Штольт. Игра света и тени
- Портрет в музейном интерьере
- «Фигуры» из Санкт-Петербурга
- Мироощущение двух художников
- Солнечный художник с детскими глазами
- Она говорила на языке цветов
- Светлая пристань Валерия Шаврина
- Встреча с Кимой Дрерман
- Жил-был Маэстро…
- Маленькая домра в руках большого артиста
- Простая шкатулка из узорчатой меди
- Хранитель истории
- С миру по нитке
- Театральные традиции Нижнего Амура
- Листая прошлого страницы
- Острова в акварельных красках
- Хроника событий-2008
- Валентин СТЕПАНОВ
«Сия шкатулка из узорчатой меди, простой работы, сделана собственноручно о. Иоанном Вениаминовым (впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий. — Прим. авт.). В шкатулке этой о. Иоанн поднес своей невесте подарок в тысяче восемьсот двадцать первом году. Все вышеизложенное удостоверяю своей подписью и именной печатью. г. Хабаровск мая Этот написанный от руки документ с красной сургучной печатью сопровождает уникальный предмет из фондов Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова — «шкатулку из узорчатой меди простой работы». Она действительно незатейлива по своей конструкции — прямоугольный ящик с откидной крышкой. Сделана скорее из бронзы, чем меди, но действительно узорчатая. Ее поверхность украшена чеканным растительным орнаментом. Диковинные фигурные листья плотно покрывают стенки шкатулки. Автор этой шкатулки — будущий митрополит Московский и Коломенский Иннокентий — родился 26 августа (по старому стилю) 1797 г. в селе Агинском Иркутской губернии в многодетной семье болезненного пономаря Попова. В шесть лет мальчик прекрасно читал. После смерти отца в семилетнем возрасте был определен за казенный счет в Иркутскую духовную семинарию. А под руководством дяди — монаха Иркутского монастыря — увлекся столярным, слесарным и кузнечным ремеслами. В семинарии Иван показал себя очень способным учеником, преуспевал во всех науках, но его любимым занятием все-таки была механика, а книгой — «Волшебные силы природы» профессора Галле. В семинарии он построил водяные часы, колокольчик которых звонил через каждый час, придумал карманные солнечные часы, получившие распространение не только у семинаристов, но и во всем Иркутске. Более того, архиерей Иркутского собора разрешил мальчику следить за соборными часами и в случае необходимости ремонтировать их. В семинарии же, как лучший ученик, Иван — Иоанн получил фамилию Вениаминов в честь умершего иркутского архиерея Вениамина, любимого и уважаемого жителями города. После окончания Иркутской семинарии Иоанн Вениаминов был рекомендован в Московскую духовную академию. Но... влюбился! Раздумывал недолго — женился. Именно тогда и была создана шкатулка, которая хранится сегодня в фондах Хабаровского краевого краеведческого музея. Самовольная женитьба (Иоанн не испросил на нее разрешения ректора семинарии) не осталась без наказания. За любовь и женитьбу на любимой Иван Вениаминов поплатился дважды. Он не поехал в Москву в академию и вместо вступления в сан священника получил лишь место дьякона иркутской церкви Благовещения. Но что не сделаешь ради любви! А судьба наградила потом Вениаминова многотрудным, но интересным, принесшим ему мировую известность поприщем. В 1823 г. Вениаминов был назначен священником на остров Уналашка. Первоначально он отказался от этого предложения. Как писал один из священников, коему также была предложена данная должность, «лучше я пойду в солдаты, как поеду в Америку». Однако после бесед с Крюковым, поверенным Российско-Американской компании, Вениаминов изменил свое решение. И вот 7 мая, продав свой дом и все имущество (но не шкатулку из узорчатой меди), Вениаминовы выехали из Иркутска. До Якутска они добирались по Лене на лодке, тысячу верст от Якутска до Охотска верхом «через топкие болота, дремучую тайгу, быстрые, многоводные реки». В Охотске сели на корабль Российско-Американской компании. На остров Уналашка Вениаминовы добрались чуть живыми: морская качка отняла почти все силы. А поселились миссионер и его семья в землянке, которую он сам и вырыл. На первой службе, проведенной 1 августа 1824 г. в деревянной часовне, присутствовала только семья отца Вениаминова. Впереди были два десятка лет службы на Алеутских островах во благо православной веры и Российского государства, завоевание уважения и любви алеутов — коренных жителей Уналашки, глубокое изучение их культуры, быта, языка. Как писали впоследствии, «умение миссионера объясняться с дикарями на их родном языке, его величавая наружность, столь ценимая дикарями, его ловкость при управлении байдаркой, умение тут же, на глазах дикарей сделать ту или иную вещь произвели на диких сильное впечатление. К его землянке стали собираться алеуты целыми толпами, ибо его беседы на их родном языке пришлись им по сердцу». Что было дальше? В 1840 г. увидела свет монография о. Иоанна Вениаминова «Записки об островах Уналашкинского отдела», сделавшая имя автора известным не только всей читающей России, но и за границей. А уналашкинские алеуты до сих пор исповедуют православие. Однако там, на покрытом голыми, мрачными скалами, обдуваемыми постоянными ветрами острове, нашла последнее успокоение любимая жена Вениаминова. В этих трагических обстоятельствах митрополит Филарет предложил отцу Иоанну принять монашество. На основании высочайшего повеления дочери священнослужителя были определены в Патриотический институт, а сыновья в семинарию. 29 ноября 1840 г. Филарет постриг Вениаминова в монахи с наречением имени Иннокентия. В конце декабря 1840 г. была утверждена Камчатская епархия и первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским стал Иннокентий Вениаминов. В этом сане он прослужил 27 лет. Двадцать семь лет постоянных разъездов по огромной территории епархии: от Лены до американских колоний на Уналашке, от устья Уды до Ледовитого океана. Зимой ездил на нартах, летом на лодке, во время странствий питался юколой, изредка запивая ее чаем, а летом его, как всех дальневосточников, терзали оводы, слепни, комары и прочий гнус. Надо отметить, что это было героическое время в истории дальневосточной окраины Российской империи. После подписания Айгунского и Пекинского договоров началось освоение юга Дальнего Востока России. В эти сложные годы Иннокентий Вениаминов стал духовной опорой и верным соратником губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского: «своим красноречием, своей пламенной верой в Промысел Божий, своей горячей любовью к отечеству поддерживал, падавший подчас, дух своего друга Муравьева-Амурского». В возрасте 71 года И. Вениаминов получил назначение на Московскую митрополичью кафедру. «26 мая 1868 года новый митрополит Московский и Коломенский служил первую литургию в Успенском соборе Москвы. Обширный храм был буквально переполнен молящимися». Умер митрополит Иннокентий, «угасая постепенно», 31 марта 1879 года — в великую субботу. Не знаю, возил ли Иннокентий Вениаминов шкатулку из узорчатой меди с собой как воспоминание о безвременно умершей жене или передал дочери Екатерине перед постригом. Хотя, хочется верить, что шкатулка всегда была с ним...
Татьяна МЕЛЬНИКОВА, |
|||
|