Александр Пышнёв

Очень трудно написать три этих слова: Саши больше нет. Потому что в коридоре все еще слышатся неторопливые шаги (его крошечная студия, где из-за аппаратуры не развернуться, находится рядом с нашей редакцией), кажется, что распахнется дверь, и он произнесет ставшую своего рода ритуалом фразу: «Привет! Как дела?» Присядет ненадолго, расскажет, как хотелось бы ему сделать фильм о маэстро Тице, но на это совершенно нет денег, а просить, выбивать не умеет. В последнее время Саша Пышнёв только об этом и думал, потому что за много лет собрал потрясающий архив о Викторе Зигфридовиче — записи концертов, гастрольных поездок по Японии, интервью. И сделать, по сути, осталось не так много: встретиться с внуком, который продолжает музыкальные традиции семьи, побывать на фамильном кладбище, где покоится Тиц. Но для этого нужно в Москву, за тысячи километров... Теперь проблема отпала сама собой.

Нашу идею написать о его последнем фильме «По следу «Золотой Ригмы» (ну кто мог подумать, что он и вправду окажется последним!) Саша встретил с полуулыбкой-полуусмешкой. Он не был публичным человеком и всегда предпочитал оставаться по ту сторону камеры. Но очень уж хотелось, чтобы в номере «Словесницы Искусств», посвященном юбилею города и края, вышел материал о человеке, который действительно многое вложил в наше культурное пространство. Материал вышел. Саши уже нет.

За последние пять лет, когда он пришел работать в Хабаровский фонд культуры в качестве руководителя программы «Золотой фонд Дальнего Востока», с ним произошли существенные метаморфозы. Из классного оператора он превратился в хорошего режиссера и совершенствовался от фильма к фильму. Стал «универсалом»: придумывал тему, снимал, выстраивал сценарную линию, монтировал. В Хабаровске профессионала такого уровня сегодня нет. И вопрос остается открытым: кто возьмется за незавершенные ленты? Кто?

Когда человек уходит из жизни, мы вдруг начинаем припоминать какие-то особые знаки. Все стали говорить о фильме, который Саша снял для личного киноархива в Париже прошлым летом. Попав в город своей мечты, он сделал странную вещь — впервые вошел в кадр. Ставил камеру на штатив и снимал себя в разных ракурсах на фоне городского пейзажа. Фильм коротенький, минут на десять. В финале Саша машет рукой, поворачивает и уходит.

Его друзья-телевизионщики вспоминали, что за несколько дней до смерти Саша заявил: «Я наметил для себя еще десять лет активной творческой жизни». А вместо этого заглянул в свой последний день в наш кабинет, улыбнулся, сказал: «Пока!», и закрыл дверь.

Редакция журнала «Словесница Искусств»


Александр Пышнёв

Учился на факультете архитектуры в Хабаровском государственном политехническом институте, потом в качестве художника пришел на Хабаровскую студию телевидения. Одновременно постигал операторское искусство. За 20 лет работы на краевом телевидении прошел путь от ассистента до оператора высшей категории. В соавторстве с журналисткой Евгенией Иванченко создал ряд документальных лент из цикла «Русский Харбин», «Японская элегия», а также «Духи Ныйво», «Завещание тисовой рощи» и др.

По заказу Федерального агентства по печати и кинематографии снял документальные картины «Танец дружбы», «Пограничная река», «Аури — точка выживания», «По следу «Золотой Ригмы».

С 2003 года Александр Пышнёв руководитель студии «Золотой фонд Дальнего Востока» Хабаровского краевого общественного благотворительного фонда культуры. За эти годы снял документальные фильмы о людях, которые составляют золотой фонд нашей культуры: «XX век художника Романова», «Поющая бронза», «Золотые купола», «Василий Бондарь. Бесплатный билет в кино».