- Дорогие земляки, уважаемые читатели!
- Дорогие друзья, уважаемые жители Хабаровского края!
- Сквозь времена и судьбы
- Литература
- Единое пространство культуры
- Наша «Золотая Маска», или Материал для посвященных
- Город на театральной карте
- «Новые грани» в театральном пространстве Хабаровска
- Александр Пышнёв
- Опровержение Соломона
- Шалом! Здравствуйте!
- Стать самим собой
- Тина Штольт. Игра света и тени
- Портрет в музейном интерьере
- «Фигуры» из Санкт-Петербурга
- Мироощущение двух художников
- Солнечный художник с детскими глазами
- Она говорила на языке цветов
- Светлая пристань Валерия Шаврина
- Встреча с Кимой Дрерман
- Жил-был Маэстро…
- Маленькая домра в руках большого артиста
- Простая шкатулка из узорчатой меди
- Хранитель истории
- С миру по нитке
- Театральные традиции Нижнего Амура
- Листая прошлого страницы
- Острова в акварельных красках
- Хроника событий-2008
- Валентин СТЕПАНОВ
Почти год назад, осенью, поднялся этот ажиотаж. По телевидению сообщили: «В Хабаровске пройдет фестиваль «Золотая Маска»! А телевизору мы по привычке безотчетно верим с прежних времен. Все задавали друг другу вопросы, сами на них отвечали. Одни демонстрировали глубокую просвещенность, другие абсолютную непосвященность. На самом деле произошли два события, связанных с этим громким названием: Хабаровский музыкальный театр был номинирован на национальную театральную премию «Золотая Маска», а Хабаровск вошел в число городов, где реализуется региональная гастрольная программа «Лучшие спектакли в городах России» фестиваля «Золотая Маска». Национальная театральная премия и всероссийский театральный фестиваль «Золотая Маска» были учреждены Союзом театральных деятелей России и Федеральным агентством по культуре и кинематографии в 1994 году. Премия вручается во всех видах театрального искусства: драматический и кукольный театр, опера, балет, оперетта/мюзикл, современный танец, новация. Вначале осуществляется отбор спектаклей-участников фестиваля. Для этого театр, который хочет помериться своими силами с коллегами, собирает материал о своем спектакле и отправляет его в Экспертный совет. Лучшие театральные критики, теоретики и практики театра со всей страны отсматривают огромное количество спектаклей «в живую» и на дисках, а потом рекомендует тот или иной для жюри, заявляя номинацию, в которой его следует рассматривать. В жюри «Золотой Маски» работают знаменитые актеры, режиссеры, дирижеры, хореографы, театральные художники. Но они уже смотрят спектакль весной, в Москве, куда на фестиваль приезжают все номинанты. Конечно, остается только пожалеть, что наш огромный регион до 2007 года оставался в числе «непосвященных» в театральную историю под именем «Золотая Маска». Причин тому множество. Можно кивать на нашу отдаленность, можно делать вид, что премии и признание нас не интересуют... На мой взгляд, как это ни грустно, но дальневосточники не могли до сей поры представить на суд национальной премии качественный театральный продукт, способный конкурировать с лучшими спектаклями страны. В 2007 году такой спектакль появился. Обстоятельств его рождения также много. Амбициозный «отец» — директор музыкального театра Николай Евсеенко — пригласил команду профессионалов, те взяли одаренную труппу театра, да и поставили талантливый спектакль. Все просто! Только в этой простоте нет случайности. Здоровые творческие амбиции Николая Евсеенко закономерно привели его к мысли вывести театр на более высокий, нежели региональный уровень. Режиссер спектакля Владимир Оренов — новичок в музыкальном театре и поэтому избавлен от традиционных представлений об опереточном спектакле. Но его сильные стороны — специфические понятия о драматургической основе спектакля, опыт работы в драматическом театре, где чаще он все-таки ставит комедию, даже дружба с Юлием Кимом — привели к выбору необычного материала. Роман Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», переосмысленный автором пьесы Юлием Кимом и композитором Владимиром Дашкевичем, предстал перед зрителями в жанре деревенского балагана. Художник Владимир Колтунов — давний сопостановщик режиссера, обладает особым, острым чувством юмора. Он создал на сцене парадоксальное сочетание: в вымышленной среде являются видения тиранов, царит венский бал, а рядом существует реальный колхозный мир, в котором по полю, между крохотными избушками носятся огромные быки и взлетают самолеты. Балетмейстер Николай Реутов завершил пеструю, сложножанровую картину спектакля танцевальными номерами, использовав различные хореографические направления — от джаза и народного танца до бального, неожиданно попал в русский колорит. Но ведь еще все это — и сыграть, и спеть, и станцевать, и декорации создать — и организовать надо! Тоже так себе задачка, простенькая! Легкость, с которой и поют, и танцуют, играют на подмостках и в оркестровой яме, творилась не один день и даже не постановочный период спектакля! Труппа театра блистательна, она формировалась десятилетиями, воспитывалась разными режиссерами на многообразном драматургическом материале, на различных жанрах. Нет нужды повторять, как много сделал для театра замечательный режиссер и педагог Юлий Гриншпун, создавший этапные спектакли театра, сотворивший эту неповторимую труппу не только в прямых своих учениках, но и во всем остальном, порой неуловимом, что создает сегодня имя музыкальному театру. Только при таких условиях и могло осуществиться желаемое: «Самолет Вани Чонкина» был отобран в числе более 40 спектаклей из 10 городов России для участия в XIV фестивале, который в этом году проходил в Москве с 27 марта по 15 апреля 2008 года. Спектакль был выдвинут на премию в следующих номинациях жанра оперетта/мюзикл: «Лучший спектакль», «Лучший режиссер», «Лучший композитор», «Лучшая мужская роль», причем одновременно два наших актера — Денис Желтоухов и Владлен Павленко. Три спектакля жанра оперетта/мюзикл стали нашими соперниками, и почти все из них претендовали на звание лауреатов в нескольких номинациях. Театры именитые, имена знаменитые, конкуренты значительные. Театр музыкальной комедии из Санкт-Петербурга представлял оперетту Ене Хуска «Баронесса Лили», театр музыкальной комедии Екатеринбурга — мюзикл Александр Пантыкина «www. силиконовая дура. net», театр музыкальной комедии из Новосибирска показывал «классику жанра» — «Сильву» Имре Кальмана. 5 апреля из Хабаровска вылетал необычный самолет. По количеству узнаваемых лиц его опережал только выпуск новостей с саммита стран СНГ. На контроле придирчиво сравнивали и шептали: Татьяна Маслакова в паспорте совсем не такая, как по телевизору, Денис Желтоухов какой высоченный... Мило улыбались на шутки Валерия Хозяйчева по поводу раздевания на досмотре... Делегация музыкального театра из 110 человек была дополнена двумя десятками «болельщиков» из числа представителей правительства и министерства культуры края, руководителей хабаровских театров. Встречая этот десант в Москве, Владимир Колтунов с присущим ему юмором произнес: «А в Хабаровске кто-то из культурных деятелей остался? А если бы что с самолетом случилось?» Но не было в этот момент деления на театры, цеха, учреждения. Мы все говорили «мы», «наши артисты», «наш спектакль». Началась суетливая Москва, где в часы вмещались дни, после репетиций были жадные попытки все увидеть, все охватить. Не хватило. Ни дней, ни сил. А потом был спектакль, проходил он в здании Российского Академического Молодежного театра на Театральной площади. Была суматошная встреча гостей, очередь в кассу, классическое «нет ли лишнего билетика»... Все как в тумане, до той минуты, когда начался спектакль. Те, кто остался за кулисами, с первых же минут услышали по трансляции совершенно неожиданную зрительскую реакцию: смеялись над каждой шуткой, бурно реагировали на реплики, аплодировали после каждого номера. Бросились на бельэтаж, а там не столько глазели на сцену, сколько на зрителей! И стала понятна зрительская реакция! Мы подкупили зал неподдельностью эмоций, заразили легкостью и кажущейся простотой. Вот тут-то и сошлось все — и годы труда и пуды таланта! Зрительный зал стоя аплодировал нашему спектаклю на поклоне. Кульминацией фестиваля является церемония вручения национальной театральной премии «Золотая Маска». В этом году она проходила 15 апреля в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Тем, кто не видел трансляцию или хотя бы цитату в местных новостях, не рассказать. Надо видеть! Как взлетел Владлен Павленко на край оркестровой ямы и продирижировал оркестром в часть нашего театра! То, что среди шести номинантов именно Владлен Павленко взял «Маску» в номинации «Лучшая мужская роль» в жанре оперетта/мюзикл, для многих не стало неожиданностью. Он, безусловно, чертовски талантлив — и национальная премия, подлинная тому награда. А вот «Золотая Маска» нашему спектаклю — это результат продолжительного пути театра, труда многих, и тогда успех — закономерен. Но это не финал, это только посвящение в театральную историю под именем «Золотая Маска»!
Анна ШАВГАРОВА, театровед |
|||
|