- Дорогие земляки, уважаемые читатели!
- Дорогие друзья, уважаемые жители Хабаровского края!
- Сквозь времена и судьбы
- Литература
- Единое пространство культуры
- Наша «Золотая Маска», или Материал для посвященных
- Город на театральной карте
- «Новые грани» в театральном пространстве Хабаровска
- Александр Пышнёв
- Опровержение Соломона
- Шалом! Здравствуйте!
- Стать самим собой
- Тина Штольт. Игра света и тени
- Портрет в музейном интерьере
- «Фигуры» из Санкт-Петербурга
- Мироощущение двух художников
- Солнечный художник с детскими глазами
- Она говорила на языке цветов
- Светлая пристань Валерия Шаврина
- Встреча с Кимой Дрерман
- Жил-был Маэстро…
- Маленькая домра в руках большого артиста
- Простая шкатулка из узорчатой меди
- Хранитель истории
- С миру по нитке
- Театральные традиции Нижнего Амура
- Листая прошлого страницы
- Острова в акварельных красках
- Хроника событий-2008
- Валентин СТЕПАНОВ
В 2007 году в рамках международного фестиваля «Дни немецко-российской культуры» в Дальневосточном художественном музее состоялась выставка инсталляций художницы из Германии Тины Штольт. Экспозиция, получившая название «Тени времени», дала возможность зрителю вновь прикоснуться к образцам современного искусства.
Вглядываясь в инсталляции и рисунки Тины Штольт, постепенно приходишь к мысли о том, что ее авторское видение и индивидуальная манера реализации своих творческих замыслов недалеки от образцов классического искусства. И, по сути, имеют ту степень выразительности, которая уже была воплощена старыми мастерами или же художниками рубежа Искусство рисунка в руках Тины Штольт обращается в инсталляции. В них — облегченные от излишней фактуры образы. Сохранив подвижность, женские обнаженные тела произвольно расположились на газовой ткани. Они почти прозрачны, легки, стремятся к полету, и в то же время обладают экспрессией чувственной плоти. Прежде чем делать ту или иную выставку, художница сначала осматривает пространство, душой проживает потоки его незримых энергий. Монтаж экспозиции тоже является актом творения. В результате единое пространство инсталляции и выставочного зала играет решающую визуальную роль. Где бы ни экспонировались работы Тины Штольт — в стенах старого монастыря или бывшего промышленного цеха — в любое место они вносят гармонию. Создается впечатление перерождения пространства, которое вдруг наполняется осмысленной, чувственной энергией. Визуальный контакт с инсталляциями Тины словно дает зрителю возможность раскрыть в себе особого рода ясновидение. Ты вдруг способен увидеть все то, что раньше было позволено только чувствовать: особую энергию, обретающую у Тины мягкую, грациозную, едва намеченную оболочку линии, формы, фигуры, образа. Впечатление усиливается, если в пространстве есть едва уловимое движение воздуха. Тогда инсталляции начинают жить своей жизнью, и создается естественное мерцание светотеней... При знакомстве с художницей мне показалось, что Тина немногословна и менее всего склонна говорить о смысловой стороне творческого вдохновения. Конечно, она права. Тина Штольт убеждена, что главное — индивидуальная работа души самого зрителя. — Изображенное — это рассказ о моих впечатлениях, а каждый посетитель находит что-то свое, — говорит Тина Штольт. — Прозрачность материалов, с которыми я работаю, важна: можно двигаться в любом направлении выставочного зала, выбирать любую точку обзора, варьировать взгляд. Именно в движении постоянно меняется угол зрения на фигуры. — Тина, вы провели в Хабаровске мастер-класс «Пространство и рисунок. От рисунка к инсталляции». А каким образом вы сами проходите этот путь? — Сначала я прихожу в то место, где планируется экспозиция. Инсталляция требует долгой подготовки, потому что она готовится именно для того места, в котором будет представлена. Инсталляцию нельзя отделить от контекста пространства. Я размышляю в том месте, мои ощущения обостряются, я начинаю рисовать прямо там. Делаю фотоснимки. Дома продолжаю рисовать, оставаясь в том особом состоянии. Несмотря на то, что готовая инсталляция выглядит набором незаконченных эскизов, для них я делаю большое количество зарисовок, из которых выбираю, как мне кажется, подходящие. Затем продумываю конструкцию, как может выглядеть инсталляция. И хотя происходит большая живописная работа с привлечением печатной графики, я называю это рисунками. — Кроме того, что представлено на выставке «Тени времени», у вас есть и другие работы. Расскажите о них. — Да, у меня есть объемные инсталляции, но их, к сожалению, нельзя транспортировать. При определенном освещении эти конструкции из проволоки, обтянутой газовой тканью, образуют тени на стенах, за счет чего создается дополнительный особый рисунок, входящий в единое пространство композиции. — Я знаю, что некоторые ваши инсталляции были представлены в соединении с современным танцем. — Действительно, на презентации одной выставки, где были представлены разные художники, рядом с моими инсталляциями выступала японская танцовщица, которая видела мои работы впервые. Она импровизировала. Это было интересно и для нее, и для зрителей. Что же касается данного направления, время от времени я как декоратор работаю совместно с театром танца. Именно театральное искусство позволило мне понять решающее выразительное значение света. При перемене освещения меняется вся композиция в целом. Именно поэтому я ввожу в свои инсталляции световые эффекты. — В вашем творчестве доминируют женские образы. — Я художница и пользуюсь ощущениями своего тела, тем, как я воспринимаю мир. Для меня важна творческая самостоятельность. Для женщины-художницы не так просто занять самодостаточное место в мире мужчин, если вы понимаете, о чем я. — Тина, вам как педагогу во время мастер-класса для русских студентов какие мысли важно было донести? — Мне кажется, что русский образовательный метод в настоящее время только на пороге нового. Художественное обучение в России, на мой взгляд, консервативно. Но ваша школа готова к диалогу. Многие перемены в образовании происходят через личный контакт студентов с современными художниками, представляющими актуальное искусство.
Анастасия БЕРКОВСКАЯ Тина Штольт 1964 — родилась в Гуммерсбахе (Германия).
1996 — ателье GEDOK в Любеке. 1996, 2001, 2005 — декорации театра танца, Бротфабрик/Бонк. 2002 — преподаватель Педагогического института Карлсруэ по классу печати и рисунка. 2008 — руководитель летней академии в Марбурге. |
|||
|