Язык народа — стержень его культуры Пристальное внимание к вопросам сохранения языков коренных народов, и особенно исчезающих, не случайно, так как это стержень любой национальной культуры. В свою очередь, их наличие обеспечивает богатство, устойчивость и разнообразие открытий и знаний, освоенных каждым этносом как общей частью человечества. По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, 193 народа используют 277 родных языков и диалектов. Директор Института языкознания РАН, член Совета при президенте России по русскому языку А. Кибрик представляет другие сведения и утверждает, что их около 160. К коренным малочисленным народам относят те, численность которых составляет менее 50 тысяч человек. Как правило, их языки испытывают на себе влияние процессов глобализации, что приводит к сокращению языкового многообразия. В качестве условий сохранения конкретного языка А. Кибрик называет желание общества, финансовую и организационную поддержку инициатив по его развитию и необходимость экспертной поддержки, применение научно обоснованных методик, а также использование информационных технологий для создания контента и ресурсов на языках малочисленных народов (приложения для телефонов, аудио- и видеоконтент). В то же время оптимальным способом передачи языковой традиции является полноценное общение, в первую очередь в семье. Каждый человек имеет право говорить на своем родном языке, и это одна из прерогатив. И право родителей выбирать язык образования для собственных детей может быть реализовано при запросе на использование национального языка. Поэтому без ценностного восприятия своей идентичности и понимания значимости владения родной речью образовательные технологии могут быть менее эффективными. Самобытный голос Приамурья Для Дальневосточного региона проблема заключается в угрозе исчезновения из повседневного общения языков коренных малочисленных народов Приамурья уже в ближайшее время из-за отсутствия сфер применения, ассимиляции, индустриализации и миграции. В Хабаровском крае проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, ульчи, удэгейцы, негидальцы, нивхи, орочи, эвены, эвенки. На примере нанайского языка мы видим следующую ситуацию: несмотря на самую большую численность представителей этого этноса (около 12 тысяч) среди коренных народов Дальнего Востока, он находится на грани исчезновения. Нанайским владеют около 300 человек, причем молодое поколение практически его не знает, о традиционной культуре своего народа имеет фрагментарные представления. В современных социально-экономических реалиях обостряется проблема утраты интереса молодых людей из коренных народов к традиционному образу жизни, хозяйственной деятельности, промыслам, традициям. За пределами этнической группы, в основном проживающей на территории Хабаровского края (90%), нанайский язык практически не распространен, поэтому для его поддержания необходим комплекс особых мероприятий, направленных на сохранение и развитие языка и культуры нанайцев, а с ним и особого мировосприятия этого народа. Еще сложнее сохранять языки этническим сообществам, имеющим меньшую численность, например, нивхам Сахалинской области и Хабаровского края (около 4 тысяч), удэгейцам Приморья и Хабаровского края (1 325 человек), ульчам (около 3 тысяч), негидальцам (480 человек), орочам (527 человек) Хабаровского края. По данным Всероссийской переписи 2021 года, из 20 тысяч эвенов России примерно тысяча проживает в Хабаровском крае, а основная часть в Якутии; из около 40 тысяч эвенков в Хабаровском крае живут примерно 4,5 тысячи человек и около 20 тысяч в Якутии.
Сохранение и развитие родного языка позволяет воспроизводить и транслировать самобытную культуру этноса. Знание своих корней создает позитивную идентификацию, повышает устойчивость межкультурных отношений и делает всю систему более устойчивой. Создание условий для поддержания языков коренных малочисленных народов Приамурья возможно через реализацию проекта федеральной инновационной площадки на базе Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета (Комсомольск-на-Амуре), где с 2021 года действует научно-образовательный центр развития нанайского языка и культуры. На его базе проводятся мероприятия различного уровня — всероссийские, региональные, краевые, с международным участием; используются современные практики и технологии. Кроме того, работает разговорный клуб на нанайском языке, что позволяет его участникам обрести практику общения. Благодаря проводимым здесь мастер-классам, викторинам, квестам, конкурсам и другим мероприятиям они знакомятся с традиционными ценностями и обычаями нанайцев. Центр располагается в одной из университетских аудиторий — в этномузее «Лики Амура», где представлены национальные костюмы, предметы декоративно-прикладного искусства дальневосточных народов. Важное значение его деятельности подтвердил диплом победителя VI Всероссийской общественной премии за сохранение языкового многообразия «Ключевое слово — 2022» в номинации «За сохранение языков малочисленных народов» в рамках форума «Языковая политика в Российской Федерации». В 2023 году на конкурс Министерства науки и высшего образования РФ был представлен инновационный образовательный проект «Развитие языков коренных малочисленных народов Приамурья», по итогам которого Амурскому гуманитарно-педагогическому государственному университету присвоили статус федеральной инновационной площадки (ФИП). Новизна и инновационность проекта «Развитие языков коренных малочисленных народов Приамурья» состоит в разработке и адаптации современных образовательных программ и инновационных продуктов, анализе успешных образовательных практик, востребованных специалистами, работающими в области сохранения родных языков и культуры народов Приамурья. Проект ФИП направлен на сохранение и развитие языка и традиционной культуры коренных народов, проживающих на территории Хабаровского края, а также на создание среды для поддержки и развития языков коренных малочисленных народов Приамурья. Это целый ряд направлений, в том числе с использованием игровых технологий для активизации языковых сведений и навыков. Так, на примере нанайского языка можно адаптировать игры с коммуникативной механикой (доббль, экосистема, игры-ходилки), поддерживать познавательную активность через квест-технологии и т. д. С использованием современных информационных технологий созданы интерактивная карта «Нанайские топонимы на карте Комсомольского муниципального района», виртуальные экскурсии с привлечением возможностей технопарка универсальных педагогических компетенций АмГПГУ, например «В гостях у народов Приамурья». Важная роль отведена разработке и внедрению программ и спецкурсов, обеспечивающих методическую поддержку педагогов и желающих изучать родные языки и знакомиться с культурой, научно-практическим семинарам и конкурсам, предполагающим активное применение родных языков как средства общения. Для создания языковой среды молодому поколению необходимы олимпиады, викторины, этнодиктанты с использованием языка как средства общения, а также мероприятия по передаче опыта носителями родного языка и традиционной культуры. Большое значение имеет активное участие в муниципальных, краевых, всероссийских и международных акциях, направленных на популяризацию национальных языков и культур народов России. Необходимо также сказать о внедрении в этот процесс информационных технологий — создание медиаконтента (видеоролики, интерактивные продукты), сохранение нематериального наследия (оцифровка материалов на национальных языках народов Приамурья), создание корпуса параллельных текстов русского и нанайского языков для машинного перевода. Диалог культур Научно-образовательный центр развития нанайского языка и культуры является базой для обмена социальным опытом между представителями разных культур и между поколениями по родному языку, фольклору, национальному декоративно-прикладному искусству, традиционным формам быта, хозяйственных занятий. Это содействует развитию диалога культур, позитивной самоидентификации и создания условий для раскрытия творческого потенциала личности через приобщение молодежи к национальным и общечеловеческим ценностям. Традиционно проживающие в суровых условиях народы Дальнего Востока научились с благодарностью взаимодействовать с природой, довольствоваться необходимым, сформировали экологичное сознание, способствующее гармоничному восприятию себя и мира, что нашло отражение в предметах материальной культуры и языке. Учитывая удаленность отдельных территорий проживания коренных малочисленных народов Приамурья, создание таких площадок удовлетворяет потребности людей в общении и формирует чувство национального единства. Уже сегодня можно говорить о целом ряде направлений деятельности центра и конкретных результатах. Прежде всего, это популяризация нанайского языка и культуры с помощью выставок, онлайн-фестивалей, круглых столов и мастер-классов с приглашением ведущих специалистов, а также лектория по дальневосточной литературе с участием нанайских поэтов и педагогов. В рамках научно-методического сотрудничества готовятся научные исследования студентов и магистрантов, в методическом объединении активно участвуют преподаватели родного языка. Для обмена этнопедагогическими практиками и опытом организованы научно-практические семинары «Современные практики сохранения и развития нанайского языка и культуры» с международным участием (2021), «Этнокультурные практики сохранения нанайского языка» (2022), «Современный русско-нанайский разговорник в образовательной практике» (2022), «Игровые практики в обучении нанайскому языку» (2023), Дальневосточный педагогический конгресс (2023), Всероссийская научно-практическая конференция «Этнопедагогическое пространство формирования российской идентичности народов Дальнего Востока России» (2023). Представители центра принимали участие в «Школе по сохранению, развитию и возрождению языков», в Фестивале родных языков в 2022, 2023 годах (Санкт-Петербург), форуме-выставке «Россия» (2023). Для выявления современного состояния и повышения интереса жителей края к историческому и культурному наследию народов Приамурья проводятся опросы и онлайн-викторины (например, «Люди земли Приамурской» в декабре 2021 года). Важно подчеркнуть, что предложенные вопросы согласовывались с носителями языка и, по отзывам участников, оказались интересными и разноплановыми. Некоторые темы вызывали желание уточнить информацию, обратившись к знающим людям, первоисточникам, что создало благоприятные условия для расширения кругозора и изучения родного языка. Большинство участников викторины (72 %) захотели продолжить знакомство с нанайским языком и культурой и 51 % в будущем решили учиться на курсах разговорного нанайского. Как передать знания Благодаря родному языку народ сохраняет жизнеспособность, свои истинные мысли и чувства, свое миропонимание и все это передает подрастающему поколению. Но ситуация такова, что у коренных народов Приамурья родным языком владеет только старшее поколение, в основном проживающее в сельской местности. Младшее поколение знакомится с основами родной речи в сельских школах, местах традиционного проживания, но в обычной жизни практически ее не использует даже в общении с родными. У тех, кто живет в городах, возможностей освоить или поддержать родной язык еще меньше. В основном это происходит через культурные центры, где изучение языка не является основным направлением, и получение немногочисленной информации в интернете (например, сайт «Хисангору» и приложение «Хэсэку» для нанайского языка). Такая ситуация определила новый вид деятельности центра, и в 2022 году на его базе организовали клуб разговорного нанайского языка совместно с Василием Сергеевичем Харитоновым, научным сотрудником Института языкознания РАН. Работа проводится в двух направлениях — вводный курс для желающих заговорить на нанайском и активное использование в общении для владеющих родным языком. Коммуникативный подход учитывает уровень владения родным языком, позволяет участникам погрузиться в практику, вспомнить общение со старшим поколением, уточнить особенности произношения, активнее использовать язык в повседневной жизни. Ежемесячные встречи участников разговорного клуба сопровождаются дополнительной поддержкой в дистанционном формате. В его работе участвуют жители Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Амурска, Хабаровского, Комсомольского Амурского, Солнечного, Нанайского районов Хабаровского края. О деятельности центра можно узнать на страницах сайта АмГПГУ (https://www. amgpgu. ru/activity/scinsce/notsnc/) и социальных сетей (ВК — https://vk. com/naninoc_amgpgu), где размещается информация о проводимых мероприятиях, систематизируются методические материалы по нанайскому языку. И все же, несмотря на активные действия по популяризации традиционных культур в учреждениях культуры, образования и спорта, социальные и грантовые проекты и инициативы на местах, недостаточно активизации и поддержки родного языка. В то же время в отдельных национальных поселениях нанайскому языку обучают дошкольников, проводят уроки в школах (факультативно и только в имеющих статус национального села), привлекают к изучению языкового наследия молодых родителей, организуют клубы. Эффективную методику передачи лингвистических знаний «Языковое гнездо» апробируют педагог родного языка Т. А. Моложавая и лингвист В. С. Харитонов в школе села Дада Нанайского района. Они создали электронное фонетическое справочное пособие «Нанай хэсэни» (аналогичные пособия выпущены и для нивхского, негидальского, ульчского, удэгейского, орочского языков ООО «Портал Хабаровск»), подготовили и издали русско-нанайские разговорники (1989, 2013). Проходят подготовку линейки учебников по нанайскому языку, которые соответствуют требованиям ФГОС. Педагоги села Бельго Комсомольского района М. А. Эльтун и А. К. Дигор реализовали инновационные проекты по созданию аудиосопровождения учебников нанайского языка. Появились медиапроекты «Страна языков», сайты о нанайском языке xisango. ru, электронное приложение для изучения нанайского языка «Хэсэку», озвученные web. словари нанайского языка. Оцифровываются и выкладываются в открытый доступ записи архивных исследований Института этнографии, появляется молодежный контент на нанайском языке, создаются тематические группы в социальных сетях. К сожалению, инициаторам проектов нередко приходится заниматься этим важным делом в свободное от основной работы время, поэтому не всегда хватает ресурсов на их продвижение, что затрудняет возможность получать нужную информацию тем, кто интересуется нанайским языком. В популяризации родных языков и традиционных культур заинтересованы как сами представители коренных этносов Приамурья, так и педагоги, лингвисты, представители общественных организаций, муниципальные служащие, языковые активисты и жители региона. Необходимо развивать и укреплять самобытный культурный слой и активизировать среду для использования родных языков коренных малочисленных народов, находящихся под угрозой исчезновения. Традиционные лингвистические методики обучения не всегда отвечают требованиям современности и запросам молодежи, поэтому недостаточно хорошо работают. Кроме использования современных технологий важно создавать условия для поддержки и ревитализации языков коренных малочисленных народов Приамурья при регулярных и целенаправленных действиях представителей разных сфер (культуры, образования, спорта), управленческих структур (муниципальных, краевых, региональных), общественных организаций, научного сообщества, а также активной включенности национальных общин и ассоциаций КМНС. Важно также расширять возможность для языковой практики жителей Дальнего Востока. С этой целью проведены научно-практические конференции, методические объединения, организованы лингвистические локации на семейном фестивале «Соокта Чолони» («Фестиваль полынного супа») в 2022, 2023 годах, в акциях «Ночь искусств» в Городском краеведческом музее Комсомольска-на-Амуре (2022, 2023). В то же время необходимо отметить проблематичность реализации некоторых исследовательских (этнографических, лингвистических и др.) проектов в обозримом будущем в связи с постепенным уменьшением числа людей, владеющих языками народов Приамурья, по причине возраста. Важным представляется активизация деятельности по сбору этнографической информации школьниками и студентами, организация совместных мероприятий старейшин и молодежи. Недостаточную вовлеченность молодого поколения коренных народов Приамурья в изучение основ родного языка и традиционной культуры, что является следствием утраты традиционного образа жизни, возможно преодолеть включением их в проекты, связанные с использованием актуальных для них современных информационных технологий. Именно так можно сформировать языковую среду и расширить сферу ее применения. В 2024 году центр выступал партнером в проекте «Диалог культур народов Амура» (автор и разработчик Т. В. Мальцева), организованном Краевым центром образования (Хабаровск). Его цель — приобщение детей и юношества к культурному наследию России, воспитание патриотизма, а также уважения к культурным традициям и языкам коренных малочисленных народов Севера через специальные проекты в процессе составления мультисловаря в онлайн-формате на языках коренных малочисленных народов Приамурья и русском (https://dk. kco27.ru/dictionary/). В процессе работы над проектной словарной статьей участники расширили свой кругозор, повысили языковые и коммуникативные навыки, общаясь с носителями языка. Тем самым реализована программа по развитию исследовательской учебной деятельности у молодежи Приамурья. Условием для сохранения родных языков является его поддержка. Хорошо себя зарекомендовавший в получении профессионального образования в области родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Институт народов Севера РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург) не может восполнить все потребности региона, да и представителям КМНС это не всегда под силу. Но есть и альтернативные варианты, осуществляемые педагогами родного языка в местах компактного проживания, сотрудниками клубов и библиотек, языковыми активистами и общественными организациями по созданию языковой среды, школ для молодых родителей, собраний этнических общин, реализации социальных проектов. Возрождать, сохранять, развивать
Реализация подобных проектов на территории Приамурья силами образовательных, культурных и общественных организаций будет способствовать расширению кругозора жителей региона, необходимости актуализировать языковые навыки носителям традиционной культуры, повышению методических компетенций педагогов родного языка в области использования современных технологий, повышению качества образования учащихся в области родного языка для национальных сел, созданию базы волонтеров и языковых активистов. Сохранение и развитие языков коренных малочисленных народов Приамурья, несомненно, будет способствовать и развитию Дальневосточного региона в целом. Язык является основой культурной идентичности любого народа. С его помощью можно передать не только традиционный опыт самобытных этносов, но и специфику их мировосприятия. Вот почему сохранение, поддержка и развитие национальных языков является важнейшей задачей современного поколения. Такой подход соотносится с федеральными образовательными стандартами вуза, которыми руководствуется наша образовательная организация при разработке программ по повышению квалификации, реализации программ подготовки психолого-педагогических классов и повышению компетенций в области региональной специфики будущих педагогов. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Поэтому для воспитания толерантной и эстетически развитой личности, уважающей традиции своего и других народов, необходима системная работа по сохранению и развитию национальных языков и культур. Ирина БАДИКОВА |
|||
|