- Понгса Киле, нанайский поэт, сказитель, музыкант
- Сохрани мою речь
- Единое пространство культуры
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- ГРАБОВСКИЙ Игорь Геннадьевич
В Ульчском районе протянулся горный массив Тиуль-Шаман. Ученые подчеркивают его уникальность: на небольшой площади сконцентрированы практически все природные комплексы Хабаровского края. Здесь преобладают плато вулканического происхождения, в небо устремлены конусы потухших вулканов, а самый высокий из них (1 181 метр) называют горой Шаман. Добраться сюда непросто, нужно подниматься по крутым склонам через бурелом и густые заросли. Но ближе к вершине тайга отступает и переходит в открытое пространство. Здесь, на восточной стороне, путников встречает каменный останец, напоминающий суровое лицо человека. Возможно, природное изваяние и есть хозяин священного места, которому ульчи поклонялись столетиями.
Творческая идея нашла поддержку среди таких же неравнодушных и заинтересованных в сохранении родных языков людей. Литературную обработку материалов сделала учитель русского языка и литературы Булавинской школы Оксана Викторовна Артеменко. Под руководством сотрудника Научного центра по сохранению, возрождению и документации языков России (Институт языкознания РАН) Василия Сергеевича Харитонова создана аудиокнига. А еще в Булаве подготовили печатную версию трех легенд о Шаман-горе. Сюда вошли тексты на двух языках, рисунки школьников и самого Александра Геннадиевича Кучекта, художественное оформление и верстку сделал десятиклассник Денис Заксор. Важны комментарии к легендам. Первую из них, повествующую о том, чем грозит отступление от древних традиций, в 1960-х годах Александру Геннадиевичу рассказал его отец Геннадий Дмитриевич Кучекта, слышавший ее когда-то от своего прадеда Ануку Галданча. Геннадий Дмитриевич родился в стойбище Педа на устье реки Яй, протекающей возле Шаман-горы, и с детства знал о трепетном отношении ульчей к этому месту. Вторую легенду, посвященную моральному кодексу человека по отношению ко всему живому, Наталья Алексеевна Кучекта записала от жителей села Быстринск, которое тоже расположено неподалеку от священной горы. Третий сюжет связан с реальными событиями, происходившими в здешних краях, поэтому его правильнее назвать былью. Он записан от жительницы Булавы Ольги Константиновны Ангиной (из рода Дяксул), родившейся в селе Маи и долгое время жившей в селе Аури. Историю о том, как в годы Великой Отечественной войны ульчские старейшины молились на вершине Шаман-горы о скорейшей победе над фашистами, рассказал ей отец. Он был шаманом и участвовал в тех сакральных действиях. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|