Девять шаманов

Александр КучектаДевять шаманов

В начале Великой Отечественной войны многие ульчи из тех, кто мог держать оружие, добровольно ушли на фронт защищать Родину.

С фронта приходили неутешительные вести. Фашистские войска вплотную подошли к границам Москвы, Сталинграда и Ленинграда, к горам Кавказа. Красная армия несла значительные потери. Много похоронок приходило в наши села.

Тогда уважаемые старейшины ульчских селений решили внести свой вклад для приближения Дня Победы. Более десятка старейшин собрались и держали совет и решили отправить на Шаман-гору своих шаманов с просьбой о помощи у хозяина горы, чтобы Красная армия могла одолеть неприятеля.

Девять шаманов из разных селений Ульчского района откликнулись на просьбу старейшин. В октябре 1942 года они на своих весельных лодках, преодолевая шторм на Амуре, прибыли к подножию Шаман-горы. Там, помолившись, попросив удачи у хозяина горы, взяв с собой бубны, они поднялись на Шаман-гору. Развели костер и камлали сутки без устали.

Девять шаманов еще дважды, в 1943 и в 1944 году, поднимались на Шаман-гору и просили хозяина горы о помощи Красной армии в победе над врагом. Ульчи, бывая рядом с Шаман-горой или проезжая мимо, обязательно благодарили хозяина этого священного места, ульчских старейшин и шаманов, которые своими действиями приближали День Победы.

Алина Воробьева, 10-й классИландума тэлунгу

Тэнэ дурулидун Даи Чауха очидун малху нанʼисал, уй мёути дяпчи утилини, чауханти ӈэнэхэти каӈдючуву мун Родинапу.

Чаухундʼӣ адака̄л алдӯ ти дидӣ бичӣни. Фашистскай чауха̄ пита̄м дичӣти Москва-ти, Сталинград-ти, Кавказ хурэтэнӣ. Сэгденӣ Чауха̄ эй чаухадӯ тэ̄с малху нивэ̄ вэ̄ди бичӣни. Эгдӣ похоронкасалва мун гасантӣ дичӣ бичӣти.

Тэл дюа̄ гэбучӯ би нанʼи гасанду би сагдумдʼисал бодовурихэт бэлэчум дидяла Дабдин Инэӈ ни очубдан. Тэл дюа̄ пулэмэ̄ гэбучӯ самалал гэсэ̄ осара̄ мурувэ̄ муручэ̄хэ̄ти. Мурӯ муручэрэ̄ бодоха̄ти — сама̄ хурэнтӣн мэн са̄ма̄са̄лба̄ ӈэневенгурэ̄ хурэ̄ эдэтӣн на̄мчаваӈгуни Сэ̄гдени Чауха̄ бадюнва дабдивӯ.

Хую сама хайди-дэ хӯм би гасандӣ Нанʼи ба̄ду ǯара̄лдю̄ха̄ти гэбучӯ сагдумдʼисэ̄л на̄мчавахат. Пучакӯ бедӯ ум миӈга хую таӈгу дэйи дюэл аняду, самаса̄л мэ̄н на̄ни угдаǯи гэулӯм, вэ̄лум Маӈгудӯ би тэс да̄и ва̄тасалʼба, гэсэ̄ хупалавра̄ сама̄ хурэ̄ пэдилэ̄ни дичитӣ. Тидӯ тӣсал, мехура̄ндара̄, кэсӣ гэлэрэ̄, уӈдухӯвэ дяпара̄ сама̄ хурэнтӣн тохат. Тава ваӈдара̄ а̄ву чум эндэ ядара мэурэхэтэ̄.

Хую самасал дюл муда̄, ум миӈга̄ хую таӈгу ила — ум миӈга хую таӈгу дуи аняду, Сама хурэ̄тин то̄кпочахат нан хурэ̄ эдеǯвэ̄н на̄мчахати бэ̄лэ̄чӣвэ̄мдӣ Сэ̄гдени Чауха̄ бадюнʼва да̄бдива̄м.

Нанʼисал Сама-хурэ дякпадуни бимдэ, тики ӈэнэмдэ нэ̄ Сама-хурэ эдетини, нанʼи сагдумдʼисал-ти, самасалти банха вэнди бичит, ха̄вудама бэлэчэхэт Дабдин Инэӈни дякпала очупдан бэлэчэхэти.