По следам забытых стойбищ

Антонина Афанасьевна СлепцоваТуристско-краеведческий маршрут Арка — Кетанда

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе свои природные особенности, особая историческая летопись, уникальные черты культурного наследия. Все это формирует в живущих здесь людях интерес и привязанность к родным местам, стремление сделать их еще лучше.

В средней школе села Арка Охотского района успешно реализуются культурно-образовательные проекты, которые помогают молодому поколению эвенов прикоснуться к родовым корням, погрузиться в языковую среду своего народа, осознать глубинную взаимосвязь природы и человека, развить собственные способности. Одним из наиболее значимых стал проект «По следам забытых стойбищ» — многодневный поход педагогов и школьников от Арки до Кетанды по разработанному учителем ОБЖ Александром Валерьевичем Громовым и автором этой публикации туристско-краеведческому маршруту.

Живая история

Нередко происходит так, что сегодняшние события уже через короткое время стираются из памяти людей, исчезают источники, связанные с ними. И если все это не запечатлевать по горячим следам, дальнейшее изучение явлений прошлого, их научная реконструкция потребуют немало сил и средств. Уже не первый год историко-этнографический музей «Гулун», существующий при Аркинской школе, развивает такое важное направление, как документирование истории Охотского района Хабаровского края. Речь идет о фотофиксации и описании фактов, организации экспедиций и пополнении музейного фонда и архива. Главная цель участников проекта «По следам забытых стойбищ» заключалась в изучении отдельных, наиболее ярких или малоизвестных событий своего региона, позволяющих воссоздать историю этих мест.

Документы из школьного архива — фотографии, альбомы рассказывают, что еще в 1960-е годы школьники села Арка под руководством педагогов П. П. Федосеева и В. Ф. Шарыгина не только активно занимались туризмом, но и путешествовали по окрестностям села, изучая свою малую родину. Заложенная традиция оказалась востребована и в наши дни. С появлением новых технологий ребята во время экспедиции получают разнообразные знания о мире и о себе, а это, в свою очередь, побуждает их и в дальнейшем изучать свой край.

Первый привалПо старинному тракту

Якутско-Охотский тракт построен в XVIII веке по распоряжению императрицы Екатерины Великой, протянувшись на многие сотни километров из Санкт-Петербурга в далекую Якутию. Его сухопутный участок брал начало напротив Якутска, на правом берегу реки Лены и пролегал до реки Алдан по равнинной местности. С Бельской переправы тракт продолжался по лесисто-гористой местности через реки Амга и Аллах-Юнь и выходил к среднему течению Юдомы — к Юдомскому кресту. Отсюда путь лежал через перевал, по реке Урак до самого устья, а затем сворачивал на восток и доходил до Охотска.

Со временем Якутско-Охотский тракт стал играть важную роль для торговых и почтовых сообщений. В ноябре 1909 года здесь провели телеграфную линию Якутск — Охотск. По этой дороге дважды проезжал талантливый инженер, надворный советник, начальник Иркутского почтово-телеграфного округа Роберт Зонненбург. В его путевых заметках есть интересные сведения о местных поселениях, описание жизни и быта представителей коренных народов.

Якутско-Охотский тракт проходил через Кетанду — древнее стойбище эвенов. Следует признать, что история этого поселения до сих пор недостаточно изучена и отражена в историографии. А ведь в разные периоды времени в Кетанде побывало множество людей — возвращающиеся с приисков золотоискатели, переселенцы из российских губерний, строители. Здесь же, на левом берегу реки Бургагли, около двух столетий назад стояла православная часовня, сожженная в первые годы после Октябрьской революции. Об этом свидетельствуют обгоревшие деревья, пни и небольшой холм, заросший густой высокой травой, где когда-то располагались часовня и домик священнослужителя. Во время экспедиций школьники обнаружили интересные предметы — медный кованый чайник, железный крюк, кованые гвозди, часть детали от гармони, старую бусину.

У старого амбараДальнейшая история Кетанды неразрывно связана с колхозом 1 Мая, когда в эвенском селе происходили кардинальные перемены, появились начальная школа и интернат, общежитие для сотрудников. Здесь было 30 жилых домов, имелись склады, насыпной погреб, столовая, магазин, баня. И каждую весну со всего района сюда съезжались оленеводы на традиционную ярмарку. До 2016 года Кетанда входила в состав Аркинского сельского поселения Охотского района Хабаровского края, а затем была упразднена. В настоящее время от Кетанды сохранилось лишь одиннадцать жилых домов, и вскоре она может окончательно исчезнуть с карты нашего региона.

До недавнего времени не существовало безопасного туристско-краеведческого маршрута от Арки до Кетанды, но благодаря проекту «По следам забытых стойбищ», в который вовлечены учителя и учащиеся 3–11-х классов Аркинской школы, студенты, родители и местные жители, этот существенный пробел теперь заполнен.

Помимо самой Кетанды, которая расположена от Арки в 100 километрах вверх по течению реки Агатькан, объектами исследования стали ее окрестности. Территориальные рамки исследования определились границами реки Агатькан. Маршрут был построен следующим образом: село Арка — река Агатькан — село старая Кетанда — старое стойбище Тэлидяк — село новая Кетанда — оленеводческое стойбище Букчаньдя, озера Окуневое и Нонкичан, где в прошлом также располагались эвенские стойбища — река Нукчан. При его разработке и реализации авторы и руководители проекта «По следам забытых стойбищ» ставили перед собой целый ряд задач, благодаря которым и сохраняется наша историческая память, формируется бережное отношение к природе родного края, возникает чувство сопричастности к культурному наследию предков.

Участники похода держат путь в КетандуМногодневный увлекательный краеведческий поход проходил с 21 июня по 25 августа 2023 года. Преодолев непростой путь, школьники прикоснулись к прошлому своего народа, познакомились с творчеством земляков, узнали много нового о традиционной эвенской культуре, в которой и сегодня сохраняются древние обычаи и обряды, познакомились с этимологией названий рек, озер, поселений. Особые чувства переполняли участников похода, когда они добрались до старинного стойбища Тэлидяк. В прошлом эвены собирались здесь на праздник первой рыбы, заготавливали ее на зиму, а по вечерам состязались в силе и ловкости. Следующей точкой стала Букчаньдя, где ребята погрузились в каждодневный быт оленеводов. Они беседовали со стариками, слышали, как звучит эвенский язык, учились заготавливать дрова и мох для дымокуров, собирали лекарственные травы. Добравшись до озера Нонкичан, фотографировали места старых оленеводческих стоянок, в новой Кетанде осматривали и фиксировали остовы элбэмов — эвенских жилищ, амбаров, загонов для оленей.

Помимо сбора сведений по истории и этнографии участники экспедиции, используя собственный опыт, вырабатывали рекомендации по безопасному прохождению этого маршрута при организации экскурсий по реке Агатькан в будущем. Но самое главное, педагоги и ученики Аркинской школы стремились привлечь внимание общественности к сохранению культурного наследия одного из коренных малочисленных народов Хабаровского края — эвенов.

Антонина СЛЕПЦОВА,
руководитель историко-этнографического музея «Гулун» средней школы
с. Арка Охотского района Хабаровского края