- Колонка редактора
- Хабаровский фонд культуры: прожито 15 лет
- Арт-хроника
- Редкости из мастерских
- Стертая судьба скульптора Шутца
- Братья-художники далекой земли
- Немного старины
- Все, чем мы живем... Дмитрий Романюк
- Земные дары Бориса Шахназарова
- «Больхроника» без темных красок
- Город в блокноте Алексея Шишкина
- Хабаровская линия жизни москвича Николая Туркина
- Художник — посредник между Создателем и Землей
- Печальная пристань
- Синяя птица в прекрасном саду
- Группа «Пять + два»
- Они — «Другие»
- Странствия души. Владимир Амельянчик
- Лабиринт фантазий. Валентина Амельянчик
- Олег Яхнин
- Святая Мария
- «Тебя я, как Америку, открою...»
- Откройте книгу — сделайте открытие
- Под сенью картин в СКВ-Галерее
- Худграф
- Наталья из Павлишиных
- «Расправить волосы и мысли...»
- Раньше было лучше
- Галерея на Соборной площади
- Красочный мир, отраженный в воде
В карандашных зарисовках дальневосточного художника Алексея Васильевича Шишкина, сделанных стремительно, на одном дыхании, потрясающее чувство жизни, пульс Хабаровска. Торопливый грифель обладает магией, способной воспроизвести ритм улиц с тогда еще пузатыми «Москвичами», детский смех в городском парке у ларька с мороженым, шорох листвы тихих аллей. Дочь художника, Татьяна Алексеевна Шишкина, вспоминает, что он никогда не расставался с карандашом. В его блокнотах и записных книжках вперемешку с заметками о каких-то неотложных делах, о заказах рам и подрамников — картинки из городской жизни, силуэты людей. Эта большая любовь к Хабаровску, с которым судьба прочно связала коренного москвича Шишкина, быть может, не всегда считаясь с его желаниями, проходит через все творчество крупнейшего дальневосточного художника. (Материалы о А. В. Шишкине опубликованы в журналах «Словесница искусств» (№ 3, 1999 г.) и «Дальний Восток» (№ 11, 1998 г.). Карандашные наброски — лишь отдельные штрихи к серии графических работ, к ярким и прозрачным акварелям, посвященным Хабаровску. В 1945 году в Москве состоялась персональная выставка Алексея Шишкина. Тогда же Всесоюзный комитет по делам искусства приобрел несколько пейзажей дальневосточника, среди которых были «Аллея в парке» и «Осень в Хабаровском парке культуры и отдыха». Две жизни — человека и города — переплелись очень тесно. Рос Хабаровск, менял свой облик, происходили перемены в судьбе самого Алексея Васильевича, и воедино все это связывало творчество. Графический цикл «Старый Хабаровск», рисунки, отражающие моменты обретения городом нового лица, когда на месте лачуг возводились многоэтажные дома, серия акварелей, посвященных Хабаровску Человек тонкой душевной организации, высокообразованный (Шишкин учился в Строгановском училище, а затем три года во Вхутемасе — Высшие государственные художественно-технические мастерские), Алексей Васильевич стремился делать окружающий мир более совершенным. Он мечтал превратить города Дальнего Востока «в волшебные и увлекательные картины», нередко высказывал свое мнение в статьях на страницах «Тихоокеанской звезды», публиковал рисунки. В те годы развивались и были популярными агитационные формы искусства. А. В. Шишкин предлагал украшать здания мозаичными панно, сграффито (долговечная и очень красивая техника монументальной живописи). В акварелях Алексея Шишкина город примеряет то позолоту осени, то серебро зимы. Краткие мгновения красоты, выплеснутые из сердца, художник оставил в наследство сегодняшним хабаровчанам и тем, кому еще предстоит назвать этот город своим. Жаль только, что значительная часть наследия не сохранилась. Было время, когда работы Алексея Шишкина, как, впрочем, и других мастеров, называли «идеологически невыдержанными» и отправляли с глаз долой в сельские клубы или дома культуры. Там они, как правило, гибли или следы их терялись. В Дальневосточном художественном музее есть коллекция работ А. В. Шишкина, переданная семьей художника после его смерти. В Госархиве Хабаровского края хранятся его альбомы и блокноты с карандашными рисунками. В материале использованы фотографии и рисунки из семейного архива Елена ГЛЕБОВА |
|||
|