Город в блокноте Алексея Шишкина

В карандашных зарисовках дальневосточного художника Алексея Васильевича Шишкина, сделанных стремительно, на одном дыхании, потрясающее чувство жизни, пульс Хабаровска. Торопливый грифель обладает магией, способной воспроизвести ритм улиц с тогда еще пузатыми «Москвичами», детский смех в городском парке у ларька с мороженым, шорох листвы тихих аллей.

Дочь художника, Татьяна Алексеевна Шишкина, вспоминает, что он никогда не расставался с карандашом. В его блокнотах и записных книжках вперемешку с заметками о каких-то неотложных делах, о заказах рам и подрамников — картинки из городской жизни, силуэты людей. Эта большая любовь к Хабаровску, с которым судьба прочно связала коренного москвича Шишкина, быть может, не всегда считаясь с его желаниями, проходит через все творчество крупнейшего дальневосточного художника. (Материалы о А. В. Шишкине опубликованы в журналах «Словесница искусств» (№ 3, 1999 г.) и «Дальний Восток» (№ 11, 1998 г.).

Карандашные наброски — лишь отдельные штрихи к серии графических работ, к ярким и прозрачным акварелям, посвященным Хабаровску. В 1945 году в Москве состоялась персональная выставка Алексея Шишкина. Тогда же Всесоюзный комитет по делам искусства приобрел несколько пейзажей дальневосточника, среди которых были «Аллея в парке» и «Осень в Хабаровском парке культуры и отдыха».

Две жизни — человека и города — переплелись очень тесно. Рос Хабаровск, менял свой облик, происходили перемены в судьбе самого Алексея Васильевича, и воедино все это связывало творчество. Графический цикл «Старый Хабаровск», рисунки, отражающие моменты обретения городом нового лица, когда на месте лачуг возводились многоэтажные дома, серия акварелей, посвященных Хабаровску 60-х.

Человек тонкой душевной организации, высокообразованный (Шишкин учился в Строгановском училище, а затем три года во Вхутемасе — Высшие государственные художественно-технические мастерские), Алексей Васильевич стремился делать окружающий мир более совершенным. Он мечтал превратить города Дальнего Востока «в волшебные и увлекательные картины», нередко высказывал свое мнение в статьях на страницах «Тихоокеанской звезды», публиковал рисунки. В те годы развивались и были популярными агитационные формы искусства. А. В. Шишкин предлагал украшать здания мозаичными панно, сграффито (долговечная и очень красивая техника монументальной живописи).

В акварелях Алексея Шишкина город примеряет то позолоту осени, то серебро зимы. Краткие мгновения красоты, выплеснутые из сердца, художник оставил в наследство сегодняшним хабаровчанам и тем, кому еще предстоит назвать этот город своим. Жаль только, что значительная часть наследия не сохранилась. Было время, когда работы Алексея Шишкина, как, впрочем, и других мастеров, называли «идеологически невыдержанными» и отправляли с глаз долой в сельские клубы или дома культуры. Там они, как правило, гибли или следы их терялись.

В Дальневосточном художественном музее есть коллекция работ А. В. Шишкина, переданная семьей художника после его смерти. В Госархиве Хабаровского края хранятся его альбомы и блокноты с карандашными рисунками.

В материале использованы фотографии и рисунки из семейного архива
Т. А. Шишкиной и Госархива Хабаровского края

Елена ГЛЕБОВА