- Колонка редактора
- Хабаровский фонд культуры: прожито 15 лет
- Арт-хроника
- Редкости из мастерских
- Стертая судьба скульптора Шутца
- Братья-художники далекой земли
- Немного старины
- Все, чем мы живем... Дмитрий Романюк
- Земные дары Бориса Шахназарова
- «Больхроника» без темных красок
- Город в блокноте Алексея Шишкина
- Хабаровская линия жизни москвича Николая Туркина
- Художник — посредник между Создателем и Землей
- Печальная пристань
- Синяя птица в прекрасном саду
- Группа «Пять + два»
- Они — «Другие»
- Странствия души. Владимир Амельянчик
- Лабиринт фантазий. Валентина Амельянчик
- Олег Яхнин
- Святая Мария
- «Тебя я, как Америку, открою...»
- Откройте книгу — сделайте открытие
- Под сенью картин в СКВ-Галерее
- Худграф
- Наталья из Павлишиных
- «Расправить волосы и мысли...»
- Раньше было лучше
- Галерея на Соборной площади
- Красочный мир, отраженный в воде
Святая Мария — так называл когда-то Марию Тминову, старейшего сегодня и единственного профессионального реставратора Дальневосточного художественного музея, Игорь Эммануилович Грабарь, известнейший мастер, руководитель художественно-реставрационной мастерской Главного управления изобразительного искусства в Москве. Строго наблюдая за своими студентами, он выносил однозначный вердикт: либо ты будешь реставратором, либо Святая Мария оказалась способной ученицей. Ей и вправду что-то свыше открылось. Выпускнице Тминовой, закончившей курсы на «отлично» (с таким результатом со всего потока к финалу подошли только двое), предлагали остаться в Москве, были заманчивые предложения работать в Нижнем Новгороде, Саратове, Волгограде... Она вернулась на Дальний Восток и всю жизнь отдала художественному музею. Хотя сегодня, когда пройден такой большой путь, Мария Сергеевна Тминова признается: три года, прожитые в Москве, были самыми счастливыми. Профессия реставратора довольно редкая. Во всяком случае, в нашем регионе. В лекари для произведений искусства особо не рвутся: работа сложная, кропотливая, требующая огромного терпения, но при этом «спаситель» раритета остается в тени. Вот и полвека назад, когда на адрес художественного музея в Хабаровске пришло письмо из Министерства культуры с предложением направить кого-то из сотрудников на трехгодичные курсы реставраторов в Москву, желающие в очередь не выстраивались. А ведь для музея, который к тому времени обладал большой коллекцией, такой специалист был просто необходим. Не очень-то откликнулись местные художники, и тогда директор музея Н. И. Туркин предложил Марии Тминовой поехать в столицу. Его поддержала искусствовед В. Г. Старикова. По существу, они дали молодой девушке огромный шанс чем-то стать в этой жизни. Мария Тминова к тому времени уже работала завфондами и даже путешествовала с передвижной выставкой по городам и весям Хабаровского края в качестве экскурсовода, но за плечами у нее было лишь ремесленное училище, профессия слесаря-лекальщика и каторжный труд на заводе во время войны, где она точила казенную часть для пулемета Калашникова. Конечно же, этого багажа было мало. Три года в Москве стали для Марии Сергеевны настоящим прорывом. Она получила уникальную возможность учиться у больших мастеров: специалиста по иконам, кандидата искусствоведческих наук Виктора Васильевича Филатова, известного реставратора масляной живописи, спасавшего в свое время Дрезденскую галерею, Степана Сергеевича Чуракова и, конечно же, самого Игоря Эммануиловича Грабаря. Должность завфондами тоже сыграла свою роль: Тминова уже познакомилась с коллекцией родного музея и знала, с чего ей начинать, когда, отучившись, вернется домой. Позднее, в течение нескольких лет, Тминова проходила стажировки и получила высшую категорию по своей специальности — реставратора станковой масляной живописи. Больше пятидесяти лет Мария Сергеевна Тминова, заслуженный работник культуры РФ, работает в Дальневосточном художественном музее. За это время она исцелила более 300 (!) полотен. «Диагнозы» были разными: от незначительных до крайне тяжелых, но всегда руки реставратора становились спасением для произведения искусства. А ситуации возникали самые непредсказуемые и даже трагические. В конце Иногда реставрационное полотно вдруг открывает свои загадки. Так случилось с картиной «Мальчик, пускающий мыльные пузыри». Оказалось, что фон холста был позднее кем-то записан, и когда реставратор убрала лишние слои, под ним возникла головка еще одного мальчика. После реставрации тициановского полотна «Ревекка у колодца» платье героини обрело новый цвет, но именно тот, который задумал живописец. И уж совсем неожиданный сюжет: когда Мария Сергеевна снимала верхний слой с картины «Этюд войны» Суходольского, чтобы перенести его на другой холст, под ним оказался пейзаж неизвестного художника. Каждый день Святая Мария — Мария Сергеевна — заходит в музейные залы и смотрит, как ведут себя их обитатели-полотна, и по сути ее «дети». И, быть может, не только мастерством, но и своей особой энергетикой эта женщина оберегает вечные ценности. Евгений БЕЛГ |
|||
|