- Колонка редактора
- Хабаровский фонд культуры: прожито 15 лет
- Арт-хроника
- Редкости из мастерских
- Стертая судьба скульптора Шутца
- Братья-художники далекой земли
- Немного старины
- Все, чем мы живем... Дмитрий Романюк
- Земные дары Бориса Шахназарова
- «Больхроника» без темных красок
- Город в блокноте Алексея Шишкина
- Хабаровская линия жизни москвича Николая Туркина
- Художник — посредник между Создателем и Землей
- Печальная пристань
- Синяя птица в прекрасном саду
- Группа «Пять + два»
- Они — «Другие»
- Странствия души. Владимир Амельянчик
- Лабиринт фантазий. Валентина Амельянчик
- Олег Яхнин
- Святая Мария
- «Тебя я, как Америку, открою...»
- Откройте книгу — сделайте открытие
- Под сенью картин в СКВ-Галерее
- Худграф
- Наталья из Павлишиных
- «Расправить волосы и мысли...»
- Раньше было лучше
- Галерея на Соборной площади
- Красочный мир, отраженный в воде
В 1988 году несколько молодых хабаровских художников объединились в творческую группу. Назвали они ее очень просто — «Пять». По количеству участников. В «Пятерку» вошли выпускники художественно-графического факультета Геннадий Арапов, Владимир Хрустов, Игорь Шабалин, Игорь Кравчук, Андрей Паукаев. Первая выставка планировалась в здании ДВХМ, но Союз художников настоял, чтобы презентация новой творческой группы состоялась в галерее имени А. Федотова. За них боролись, когда они еще по существу не родились. Очевидно, всем был ясен высокий потенциал «Пятерки». Итак, в 1988 году выставка открылась, и сразу стало понятно, что на устоявшемся спокойном небосклоне дальневосточного искусства возникло новое созвездие. Работы «Пятерки» выделялись живым, непосредственным чувством, стремлением говорить современным языком и напором бьющей от полноты чувств энергии. Выставка прозвучала. За творчеством «Пятерки» стали внимательно следить коллеги. После нескольких выставок стало очевидно, что группа «Пять» является на Дальнем Востоке важным фактом художественной жизни конца XX века. Почему же такие разные, самобытные художники объединились? Прежде всего им необходимы были выставки. Показывать по одной-две работы один раз в год на краевых выставках их не устраивало. А чтобы сделать персональную выставку, надо проработать десяток лет, пока наберется сотня необходимых для этого холстов. Но, собравшись вместе, художники легко заполняли любой зал. И показывали свои совсем новые, еще порой непросохшие работы. Они сократили свой путь к зрителю, собравшись вместе. Кроме того, они как бы ускорили свое время. Частые выставки позволяли следить за творчеством друг друга, отмечать любые находки и открытия, а затем использовать их в своей работе. Было интересно наблюдать, как «пятерошники» то начинали клеить фольгу на холст, то струйкой лить цветную эмалевую краску, заряжая себя и других художников новыми формальными увлечениями. Возможно, совместная работа на пленэрах помогла им преодолеть недостатки образования и провинциальный синдром, связанный с недостаточным творческим общением. В провинции есть опасность остановиться в творческом развитии и посчитать, что все получившееся очень даже хорошо. Эрнест Хемингуэй остроумно заметил по этому поводу, что многие проживающие в провинции творческие люди уверены, что прижимают к сердцу алмаз, но, приехав в Париж, они убеждаются, что это тыква. С «пятерошниками» этого, к счастью, не случилось. Они сами стали своей средой. Они росли относительно друг друга. Совместные поездки на пленэр дали очень многое. Как они сами рассказывали, возникал какой-то необыкновенный подъем сил и чувств. Художники писали в день по два законченных больших холста. Две недели — и выставка. У кого-то получалось лучше, у кого-то хуже. Все это ревниво отслеживалось и заставляло выкладываться на пределе возможного. Набранный в те годы потенциал позволяет им и сегодня заметно выделяться среди художников нового поколения. Говоря о группе, не следует забывать об индивидуальностях ее составляющих. Каждый из участников «Пятерки» интересен по-своему. Творческая личность всегда выражает себя. И лучше, если это происходит невольно. С 1988 по 1993 годы выставки «Пятерки» следовали одна за другой. Но потом наступил перерыв. Первый этап завоевания художественных высот завершился, и «Пятерка» стала «неустойчивой». Не все художники принимали участие в совместных проектах. Они уже внутренне определились и не столь нуждались друг в друге. В 1996 году к группе примкнули Юрий Дунский и Александр Лепетухин. Трудно сказать, насколько органичным было появление Юрия Дунского и Александра Лепетухина в этом творческом союзе. Но, возможно, благодаря ему состоялось несколько выставок, которые показали, что «Пятерка» жива. Все ее члены, и старые, и новые, имеют важные точки соприкосновения на уровне памяти, принадлежности к одной школе, к одному поколению. В прошлом было ревнивое отношение друг к другу. Теперь стало привычнее радоваться успехам друзей. А если случится горе, все стремятся разделить его. Некоторые утверждают, что объединение «Пять + два» носит искусственный характер, что героический период кончился. Не будем спорить. Будем рисовать. Время покажет. Александр ЛЕПЕТУХИН, художник |
|||
|