- В море словесности
- Литературные встречи
- Устье большой реки
- Подвижники нужны как солнце
- Что читали хабаровчане в 1895 году*
- Авантюрный роман об Амурской Калифорнии
- Ликвидатор неграмотности, журналист и писатель
- Размышляя о причине веры
- Людмила Миланич: «Это время – мое»
- «Сумел оморочку на Пегаса обменять…»
- Книги глазами художника Виктора Антонова
- Человек, построивший город
- «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
- Край читающих детей
- Визуальное осмысление вечной книги
- Овидий. Философия любви в рисунках Игоря Грабовского
- «Эдип тиран» Александра Мещерякова
- Счастливый человек Николай Усенко
- Посвящается Великой Победе
- Сила печатного слова
- Единое пространство культуры
- Знаки и символы нашей истории
- Дом народного творчества
- ЕВТУШЕНКО Владимир Павлович
Дневниковая проза Вс. Н. ИвановаВсеволод Никанорович Иванов (1888–1971), крупный писатель, мыслитель, верующий человек, в течение всей жизни размышлял о вере. Эта тема нашла отражение в произве-дениях «Сказание об Антонии Римлянине», «Рерих — художник-мыслитель», в романе «Черные люди», в газетных статьях и очерках, но первоначальный ход его мысли, «искание правды» мы находим в дневниковой прозе разных лет. Вс. Н. Иванов понимал, что разные религии обладают «одним смыслом», как и разные языки, как разная еда, одинаково духовно питают человечество. В Новом Завете дается одно конкретное определение Бога: «Бог есть любовь», однако писатель по-своему определяет Бога. Он пишет: «Бог есть жизнь», «Бог — организующая сила мира». Как теист Иванов чувствовал, что люди «живут в живом мире» и верят благодаря «радости живому миру». Самое главное для него было то, что теисты обещают людям «конечные науки и вечную жизнь». Иванов, исходя из этого, формулирует еще одно важное для его мировоззрения определение Бога: «Бог — это требование победы над смертью». Вера в бессмертие души для писателя-историка связана с христианским понятием «Царства Славы» и с размышлениями о памяти, о «неумершем прошлом», которое параллельно сосуществует с настоящим. «Царство Славы» для писателя как «сияние многочисленных личностей света, живущих в памяти, горний мир». Он считал необходимым постоянное обращение к образам, живущим в Царстве Славы, и подражание «огромному опыту людей, который остается в Царстве Славы», которое поможет улучшить настоящее. Рассматривая будущее своей страны, писатель видел возможность построения достойного будущего только через обращение к историческому опыту России, заложенному прошлыми поколениями. Только прекрасное в жизни, в образах может сделать таковыми жизнь и людей. Иванов сравнивает появление настоящего, новой жизни, с вынашиванием и рождением ребенка матерью, которая, думая, представляя хорошее, подобное и рождает. В записных книжках писатель размышлял: «Огромный опыт людей остается в Царстве Славы, в образах преподобных, к[оторы]м должны подражать люди. И по этому Царству Славы, по нашим образам, и возникает потом улучшенная жизнь. Ведь рождает мать уродов, если беременной она испугается. Рождает она хороших, если думает хорошо. (...) Чем б[ольше] красоты в жизни, в образах, тем красивее люди, красивее жизнь». Знание истории, историческая память человечества дает Иванову веру в свое бессмертие и в бессмертие человечества, позволяет ощущать связь с прошлыми поколениями и историческими событиями, так как «остается все, что мы пережили». В дневниковых записях он замечал: «Мы верим в бессмертие потому, что мы знаем, что мы уже были до нашего рождения, мы не понимаем, ведь как мы могли возникнуть из ничего». В другой записи Иванов подчеркивал: «Стоит только подумать, сколько красивых, добрых, умных, людей знал, сколько видел сияющих глаз, сколько теней окружает тебя, по сей день, сколько бесчисленных ликов теснятся в небесах „Царства Славы“, сколько благословляющих слов доносится из тел — и нестрашно идти вперед, тело как бы согревается, и переход в смерть — переход в Царство Славы». Размышляя о причине веры человека, Иванов считал, что основы современной веры в Бога изменились, они отличаются от времени, когда Бога чувствовали в раскатах грома или «проходящих следах на сияющей горе». По мнению писателя, современники чувствуют Бога в Роке, который он рассматривает как «перерыв жизни, смерть, темную силу, тоже организованную, как жизнь». И единственная возможность двигаться во тьме — это «фонарь, свет, Бог», поэтому «верить в Бога значит быть за свет, жизнь, добро». Человек без веры, по мысли Иванова, не может быть праведником, поскольку «если праведное, то как-то верующее». Отсюда и осознание веры как «откровение вещей невидимых (...), исполнение обещанного (...), чутье чего-то реального». Писатель отмечал, что «Бог есть дух... Есть свобода. Есть любовь», поэтому только вера может дать простор и свободу. Иванов понимал, что вера делает человека сильнее, притягивает к себе, он придерживался определения веры, данного А. П. Чеховым, что «вера — способность духа» и доступна только высоким организациям, хотя он и считал, что вера, «как слух — можно ее не иметь!». Мыслитель рассматривал «мир материализма» как «мир протяженный», безжизненный. Причины атеизма писатель видел в страхе, «боязни жизни в мире», желании управлять живым миром. Он сравнивал неверие человека в Бога с его неверием в женщину, которая «бьет по морде». Веру в Бога как обещание Иванов для себя отождествлял с верой советского человека в коммунизм, но признавал, что они выражены «грубыми словами». В первые годы возвращения на Родину писатель хотел понять идеологию, советского человека, свою страну, которую он только начинал заново узнавать. В одной из дневниковых записей под названием «Искание правды» он сопоставляет православие и советскую власть и приходит к тождественности одиннадцати основных положений и внешних проявлений того и другого. Особенно Иванов рассматривал веру «русских людей», понимая ее как «личные отношения с живым личным Богом», подчеркивая искренность и чистоту этой связи. Иванов размышлял об изначальном обеднении христианской традиции в России, но при этом усилении христианства «в духе». При этом, на взгляд писателя, вера в России не была всеобъемлющей и «оставалась народною, простой» и поэтому «отстала» от интеллигенции. Писатель видел сохранение веры среди современных женщин и именно в этом усматривал причину того, что они «правят». Несколько записей он делает о вере и женщине. Для писателя очевидна взаимосвязь веры в душе женщины и ее любви к мужчине и наоборот, человеческая душа без святого — «пустая душа». Иванов спрашивает: «Разве можно любить женщину, которая ни во что не верит?» Еще в 1930-е годы в «Сказании об Антонии Римлянине» он создает образ Хариессы, женщины, «сосредоточенной в вере», любовь к которой приводит главного героя Антония к христианству. Вера в Бога неотделима от обращения к Создателю, от молитвы. На взгляд писателя, ее можно сравнить с болью, с ее духовным осознанием, с собиранием и призывом «силы мира». Молитва позволяет ощутить, обнаружить в себе тающий огонь, «который хранится где-то от вечности в душе под мусором «мелких помыслов, мелких страстей». Вс. Н. Иванов был по вероисповеданию православным, но в последнее десятилетие жизни пришел к старообрядчеству. В 1920–1930-е годы в Харбине писатель был знаком со старообрядческим священником, настоятелем Харбинского кафедрального храма Иоанном Кудриным. Он был наиболее публикуемым старообрядческим автором русской эмиграции в Китае. Ю. В. Крузенштерн-Петерец в своих мемуарах вспоминала, что о. Иоанн Кудрин «часто сиживал в кабинете» у писателя. Вернувшись на Родину, Вс. Н. Иванов состоял с Кудриным в переписке. Она также писала, что Всеволод Никанорович предложил ей, для того чтобы побывать в России, пойти в церковь к староверам. Так, штрихами в дневнике 1947–1949 годов писатель записывает сомнения в жизнеспособности православия, которые он испытывал, вернувшись на Родину. Вс. Н. Иванов чувствует, что «православие оказалось задавленным, и на первый план вышел католицизм и протестантизм» и, описывая пасхальную службу в хабаровском храме, констатирует: «Кажется, кончается мой роман с православием. Ведь и оно-то чем-то виновато, раз народ от него ушел!». Истинность любого другого явления, процесса писатель проверял для себя, прежде всего, тем, как народ относится, понимает и чувствует их. В одной из записей он отмечает: «Официально народ не познаешь: у народа есть и история, и традиция. Не верят одиночки. Народ религиозен в целом, народ умен, как умна природа, а не как отдельный человек». Выразителем этого народного миропонимания для писателя становится протопоп Аввакум, один из основоположников старообрядческого раскола, к образу которого прозаик обращался в течение всей жизни, начиная очерком «Оправданный Аввакум» и заканчивая историческом романом «Черные люди». Он писал: «Русский народ безмолвствует, а ежели заговорит, то, как Аввакум». В одном из писем он так определял свое отношение к старообрядчеству: «Числюсь и связан со старообрядцами, с их „бытовым исповеданием“, с их внутренней силой, которая не мешает историческому процессу». В дневнике, рассматривая и христианство с точки зрения старообрядцев, отмечает: «Христианство — это, прежде всего, радость. Так оно у старообрядцев православных». Во многих подневных записях просматривается и тема взаимоотношений церкви и государства. Вс. Н. Иванов считал правильным обособленность церкви от государства: «Правы старообрядцы, не лезущие своей церковью в управление государством. Народ вообще не д[олжен] управлять г[осударств]ом — только путаница! Если разбирать грехи Распутина или Берии — доброго не выйдет. Государство — одно, дело немногих». Останавливаясь на отношении к религии в СССР, Иванов считал, что «нужна не вражда науки, а политика ума». Он размышлял о христианстве как о «бесконечном количестве мыслей, чувствований, домыслов, прозрений, душевных и духовных реакций миллиардных масс народа, его фольклора, его творчества, его дыхания». Поэтому пренебрежение, осмеяние и отрицание религии со стороны государства — «обижание простого народа», которое может привести к кровавым трагедиям. Писатель видит выход не в атеизме, а в терпимости. Наталья ПОЗИНА ИСТОЧНИКИ
|
|||
|