«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

Только в детстве, быть может, книга действительно влияет на нашу жизнь. Дальше мы восхищаемся ею, получаем от нее удовольствие, возможно, меняем благодаря ей некоторые свои взгляды, но главным образом находим в книге лишь подтверждение тому, что в нас уже заложено...
Грэм Грин

Если учесть, что человек формируется по преимуществу в детстве и в эту пору закладываются его главные качества, то детское чтение нужно признать мощным интеллектуальным ресурсом, важнейшим резервом развития личности.

Сегодня интерес к чтению в России неуклонно снижается, уходят семейные традиции чтения, привития любви к книге с младенчества. Любовно собранные в прошлом домашние библиотеки все чаще оказываются в мусорных контейнерах. Проблемой детского чтения обеспокоены многие взрослые, постепенно приходит понимание, что это далеко не частная проблема, решаемая только библиотечным сообществом. Сегодня необходимо донести до родителей мысль: от того, читают ли их дети, зависит их развитие, нравственный облик и, в конечном итоге, судьба.

Чтобы прояснить современное состояние семейного чтения в Хабаровском крае, Хабаровская краевая детская библиотека им. Н. Д. Наволочкина провела исследование «Роль чтения в жизни семьи и ребенка в век новых технологий». Его основные вопросы касались отношения людей к чтению вообще и к семейному в частности, а также того, как респонденты оценивают роль чтения в структуре своей деятельности. В опросах приняли участие примерно 5 % от фактического числа детей — пользователей библиотек. Для взрослых были разработаны особые анкеты. В анкетах для юных читателей основное место занимали вопросы об их читательских предпочтениях, привычках, интересах, о роли семьи и библиотеки в чтении. Анкеты для родителей подробнее: в них уделялось внимание тому, какое место занимает чтение в жизни семьи, какие способы приобщения детей к чтению применяют родители, какие трудности они при этом испытывают. Различия в ответах детской и взрослой аудитории на сходные вопросы позволили выявить проблемы взаимопонимания родителей и детей в сфере чтения.

Кроме специалистов краевой детской библиотеки в исследовании приняли участие их коллеги из 32 библиотек города Хабаровска и семи районов Хабаровского края. Всего было обработано 1 334 анкеты. Анализ ответов подтвердил взаимосвязь между семейным чтением и общей читательской культурой. В то же время взрослым, как правило, кажется, что они достаточно помогают детям в чтении, тогда как дети часто оценивают эту помощь как недостаточную. Взрослые заинтересованы в чтении детей, но их заинтересованность, к сожалению, часто пассивна. Настораживает и то, что в семьях уменьшается количество детских книг, а у взрослых нет возможности или желания посещать детскую библиотеку, консультироваться со специалистами по вопросам детского чтения. При этом взрослые в основном достаточно оптимистичны по отношению к читательскому воспитанию своих детей. Также выяснилось, что дети любят читать, часто выбирают литературу самостоятельно, но при этом б?льшая часть подрастающих читателей готова прислушиваться к рекомендациям и советам.

Результаты нашего исследования любопытно сопоставить с тенденциями, которые выявлены в ходе опросов, проведенных Российской государственной детской библиотекой (Москва) в восьми федеральных округах по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в 2013 году. Тенденции таковы: за последние шесть-семь лет интерес детей к чтению увеличился; выросло участие родителей в семейном чтении; две трети опрошенных детей предпочитают бумажные книги, однако пропорции довольно существенно меняются в сторону экранного чтения. Несмотря на очень осторожный оптимизм, который внушают результаты социологических исследований, приходится с горечью констатировать, что мы давно утратили гордое звание самой читающей страны планеты. Если по чтению младших школьников Россия еще находится на почетном втором месте в мире, то по чтению подростков мы откатились далеко-далеко назад.

Эти данные прозвучали в выступлении заведующей отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки Елены Андреевны Колосовой на межрегиональных общественных литературно-педагогических чтениях «Книжная культура и детское чтение», проходивших в Хабаровской краевой детской библиотеке им. Н. Д. Наволочкина в феврале 2015 года. Участники чтений сконцентрировали свое внимание не столько на постановке проблем в сфере приобщения детей к чтению (они известны), сколько на поиске способов их совместного решения. Отмечая, что 70 % первоклассников приходят в школу с логопедическими проблемами и не то что читать, но и говорить еще как следует не умеют, директор хабаровской гимназии № 3 им. Н. Ф. Панькова Ирина Николаевна Глухова причину этого усматривает в том, что в семьях этих детей отсутствует традиция домашнего чтения.

Педагоги, психологи, библиотекари единодушны: самый действенный способ заразить ребенка чтением — читать ему перед сном. И чем раньше начать это делать, тем лучше. Слушая чтение мамы, папы или бабушки, ребенок активно думает, предвосхищает события, устанавливает связь своего опыта с опытом других, создает образ мира, в котором живут герои книги. Когда ребенок, только научившийся читать, делает это сам, он слишком много времени и усилий тратит на процесс чтения книги в ущерб полноценному эмоциональному восприятию ее содержания. А ведь известно, что развитие фантазии — непременное условие воспитания творческой личности, поэтому маленькому ребенку, даже если он уже умеет читать самостоятельно, обязательно нужно читать вслух.

Камнем преткновения для учителей-словесников, по мнению Веры Владимировны Мягковой, учителя лицея «Ступени» и председателя регионального отделения Ассоциации учителей русского языка и литературы Хабаровского края, является перегруженность школьной программы по литературе, притом что на ее изучение отводится только три классных часа в неделю. Кстати, за последние 20 лет количество уроков литературы сократилось вдвое. Правда, есть еще внеклассное чтение, но зачастую оно существует формально. Дети дома просто физически не успевают прочитать даже те книги, которые предписаны программой. Они вынуждены прибегать к помощи сжатой компьютерной версии того или иного литературного произведения, вместо полноценного для развития ума и души чтения получая его эрзац. Озабоченные этой проблемой педагоги решают ее по-разному. К примеру, гимназия № 3 наладила тесное сотрудничество с Центральной городской детской библиотекой им. А. П. Гайдара, и многие уроки литературы проходят именно там, причем учителя ведут их совместно с библиотекарями. Кроме того, 11 классов этой гимназии учатся по программе углубленного изучения литературы.

Вера Владимировна Мягкова, учитель русского языка и литературы лицея «Ступени», считает: чтобы выработать у детей вкус к вдумчивому чтению, научить их получать от этого удовольствие, стоит обратить внимание на интересный опыт, опробованный в нашей стране еще в 1980-е годы, когда во главу угла ставилась одна книга, например «Война и мир» Л. Н. Толстого, которая изучалась на протяжении всего учебного года. Главным же выводом по итогам межрегиональных общественных литературно-педагогических чтений стала необходимость объединения усилий и координация деятельности образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства, средств массовой информации для продвижения чтения и сохранения ценностей книжной культуры.

Обмен опытом дает дополнительную пищу для размышлений и новый стимул для практической деятельности. А деятельность эта достаточно разнообразна. Библиотечная работа с детьми кроме специальных компетенций требует широкого кругозора, творческих и организационных навыков, чуткости и понимания, постоянного самообразования. Особенно это важно сейчас, когда на фоне серьезных культурных и технических трансформаций в жизни общества библиотека тоже меняет свой образ. Из хранилища книг она постепенно превращается в многофункциональный центр, медиативную среду, площадку для разнообразных взаимодействий — досуговых, образовательных, творческих и т. д. В это непростое, но интересное для профессионала время библиотекари ищут новые формы деятельности, стараясь в то же время сохранить основу, проверенные временем традиционные подходы.

Сотрудники детских библиотек и детских отделений библиотек Хабаровского края продолжают регулярную работу по основным направлениям: литературному, экологическому и естественнонаучному просвещению, семейному чтению, воспитанию патриотизма, пропаганде здорового образа жизни и правил безопасности, воспитанию толерантности и правовой культуры, эстетическому просвещению, краеведению, профориентации. По традиции детские библиотеки способствуют летнему отдыху детей, организуя для них площадки и проводя разнообразные развлекательные и познавательные мероприятия и программы. Перспективным направлением в работе библиотек является создание в их стенах клубов по интересам, кружков, любительских объединений. Это дает возможность соединить чтение с художественно-творческой деятельностью.

Библиотеки края тесно взаимодействуют с социальными приютами, центрами реабилитации, больницами, детскими домами и пр. Наряду с этой постоянной, важной, но в то же время ставшей уже обычной работой библиотечное сообщество ищет новые, нетрадиционные пути выполнения своей миссии. Библиотеки изготавливают разнообразную рекламную продукцию, сотрудничают со средствами массовой информации. Вопреки расхожему мнению, что главные виновники снижения интереса к книге — компьютерные игры и социальные сети, мы считаем, что интернет может и должен быть не врагом, а союзником библиотек в борьбе за читающее, а значит, думающее молодое поколение. Наша задача — «подружить» книгу и компьютер. Библиотечные специалисты осваивают актуальные формы популяризации чтения: буктрейлеры (небольшие художественные видеоролики о какой-либо книге), мультимедийные презентации, ведут библиотечные блоги и тематические сообщества в крупных социальных сетях.

В 2014 году состоялся межрайонный конкурс буктрейлеров «Книга в кадре», в котором приняли участие 27 работ, выполненных сотрудниками библиотек Комсомольска-на-Амуре и Амурска, Солнечного и Комсомольского районов. Победителями стали буктрейлеры «Книги в моей судьбе» — по книгам Генри Миллера, «451° по Фаренгейту» Рэя Брэдбери и «Властелин колец» Джона Р. Р. Толкина, подготовленные специалистами городской централизованной библиотеки им. Н. Островского г. Комсомольска-на-Амуре и межпоселенческой центральной библиотеки Амурского района. Лучшей коллективной работой признан буктрейлер «Рассказы о войне» Центра детского чтения Амурского муниципального района.

Библиотеки Хабаровского края принимают участие во всероссийской промоакции «Библиосумерки» (детский вариант известной «Ночи в библиотеке»). В этот день они продлевают рабочее время на несколько часов и приглашают своих читателей поддержать чтение как образ жизни, приняв участие в различных развлечениях и работе творческих площадок.

«Вас окутывает густая тьма, жуткие звуки доносятся из подвала, и странные мрачные существа окружают со всех сторон...». Нет, это не фрагмент из романа ужасов, а всего лишь вечеринка, на которую библиотека им. Н. Д. Наволочкина приглашала читателей-подростков. Осеннее библио-party «В контакте с призраками», которое прошло в ноябре 2014 года, погрузило ребят в атмосферу тайны и мистических превращений. Юноши и девушки могли с помощью аквагрима и костюмов перевоплотиться в фантастических персонажей и устроить шабаш-дэнс, выбрать понравившуюся книгу на книжном развале «Библиоужастик», поиграть в «призрачную мафию», узнать тайны библиотечного подвала и посетить библиотечное кафе «Сумерки»...

В 2014 году библиотеки Хабаровского края участвовали в Международном конкурсе творческих работ «Мой Пушкин», цель которого — популяризация пушкинского наследия среди детей Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, КНР), повышение интереса к чтению и изучению творчества поэта. Участники представляли поделки, анимационные фильмы, буктрейлеры, инсценировки, с которыми посетители библиотеки смогли познакомиться на специальной выставке, которую в итоге посетили более 500 человек. Итоги конкурса подвели в день рождения поэта, победители награждены дипломами и памятными призами.

Значительным событием в читательской жизни края стал фестиваль «Читаем вместе с «Книгуру», проходивший в октябре 2014 года. Библиотеки Хабаровского края посетили организаторы всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» — координатор экспертного совета и писатель Николай Назаркин (Нидерланды), член совета экспертов, критик Ксения Молдавская (Москва), а также писатели — лауреаты конкурса Светлана Лаврова (Екатеринбург) и Ирина Лукьянова (Москва). Гости не обделили вниманием ни взрослых, ни детей, проводя в каждой из принимающих библиотек творческие встречи, круглые столы и мастер-классы. Такие встречи состоялись в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Вяземском и Переяславке.

Проблем немало, но библиотечное и педагогическое сообщества Хабаровского края продолжают прикладывать усилия к литературному, информационному и культурному просвещению подрастающего поколения. И хотя такая работа не дает немедленных плодов, в ней заключается надежда на сохранение национальной и общемировой культуры, на появление в нашем обществе людей любознательных, думающих, способных учиться и творить. Важно помнить слова французского философа-просветителя Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Сергей КОПЫТИН