- В море словесности
- Литературные встречи
- Устье большой реки
- Подвижники нужны как солнце
- Что читали хабаровчане в 1895 году*
- Авантюрный роман об Амурской Калифорнии
- Ликвидатор неграмотности, журналист и писатель
- Размышляя о причине веры
- Людмила Миланич: «Это время – мое»
- «Сумел оморочку на Пегаса обменять…»
- Книги глазами художника Виктора Антонова
- Человек, построивший город
- «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
- Край читающих детей
- Визуальное осмысление вечной книги
- Овидий. Философия любви в рисунках Игоря Грабовского
- «Эдип тиран» Александра Мещерякова
- Счастливый человек Николай Усенко
- Посвящается Великой Победе
- Сила печатного слова
- Единое пространство культуры
- Знаки и символы нашей истории
- Дом народного творчества
- ЕВТУШЕНКО Владимир Павлович
Одно из лучших живописных произведений Виктора Антонова, созданное в 2004 году, — «Александр Пушкин». Оно дарит зрителю мимолетность встречи и радость узнавания, в нем авторское, очень личное прочтение образа поэта. Изобразительный язык холста пластичен и непосредственен, как ритмичные поэтические строки. Обращение к образу русского поэта не случайно, потому что большую часть своего творческого пути художник посвятил оформлению книги. Виктор Антонов замечательный график и, как это часто бывает в творчестве одаренных художников, один вид изобразительного искусства органично «поддерживается» другим. Антонов иллюстрировал роман Вс. Н. Иванова «Александр Пушкин и его время» (1985). Им созданы прекрасные по исполнению, но, к сожалению, пока не изданные графические листы к «Сказкам» Пушкина (1996). С 1977 года сотрудничая с Хабаровским книжным издательством, Антонов оформил свыше 300 книг. Это произведения отечественных классиков литературы и дальневосточных писателей и поэтов (М. Шолохов «Поднятая целина» (1980), Н. С. Лесков «Рассказы» (1981) и другие). Виктор Николаевич — один из опытнейших графиков, и с оформления книги начиналось его творчество. Иллюминирование — так об искусстве оформлении книги говорили в очень далеком прошлом, дает необъятный простор для творчества. Виктору Антонову нужно почувствовать текст: стилистику и меру его условности или развернутости. Выбрать пути решения художественно-образной задачи: стилизация или, наоборот, точное воспроизведение мельчайших деталей, а также технику исполнения. Иллюстрирование книги — сложный и интересный процесс, так как художнику важно не только прочитать, но и увидеть эпоху, если это, например, исторический роман. Художник-график должен увидеть действующих лиц, атрибуты и приметы времени, знать массу интереснейших вещей, порой разыскивать изображения каких-то редких предметов быта или костюмов, погружаясь в рассмотрение репродукций или изучение этнографических коллекций. Еще одна распространенная ситуация: книга уже неоднократно издавалась и иллюстрировалась предшественниками. Виктору Николаевичу не раз приходилось сталкиваться с этим, и он всегда искал свое авторское решение, не повторяя уже проторенных кем-то путей. Книжная графика Антонова может быть скупой и лаконичной, отмеченной точным и выразительным рисунком пером, полихромной, акварельной или подсвеченной цветным карандашом. Это зависит от того, какое произведение он иллюстрирует. Виктор Антонов нашел свой авторский язык, его графика узнаваема, но при этом он никогда не клонирует самого себя. Хороши оформленные Виктором Антоновым детские книги. Мы обычно не задумываемся о том, что художник книги встречает нас первым из мастеров изобразительного искусства, с тех самых первых «залюбленных» нами книг. За «маленькой» книгой всегда стоит решение больших творческих задач. Художнику надо увидеть книгу глазами еще не умеющего читать человека или достичь той меры узнаваемости, которая доступна определенному детскому возрасту. Творческой удачей Антонова можно считать оформление книг Н. Д. Наволочкина «Знакомые кота Егора» (1981), «Каникулы кота Егора», «Полудница Акуля» (2003). Как опытный мастер он почувствовал окрашенное тонким юмором и насыщенное глубоким смыслом содержание книг. Рожденные художником герои жизненны и в то же время чуть условны, как сказочны сами сюжеты произведений Николая Дмитриевича Наволочкина. Узнаваемы и обаятельны все — усатые, полосатые и рогатые. Замечательна идея Антонова показать маленькому читателю окружающее глазами героев книги. С ветки дуба мы смотрим вниз глазами франтоватого бурундука на совсем маленькую собаку у корней дерева. Для книги «Полудница Акуля» Антоновым найдено красивое, солнечное цветовое решение. Мастерски организовано пространство в каждой композиции и тонко обыграны детали. Художнику можно сказать большое спасибо за деликатное цветовое решение детских книг. Они красочны, но выдержаны в колористической гамме, главное, в них нет той ошеломляющей «кислотности» цвета, которую почему-то можно часто видеть в оформлении детской литературы. Виктор Николаевич принял участие в таком уникальном проекте, как оформление учебных пособий для коренных народов Дальнего Востока — «Азбука в картинках» (2013), «Азбука в стихах» (2013) для нивхов и учебника для 1-го класса «Удэгейский язык» (2014). За великолепное в художественном плане оформление Антонов был номинирован на соискание премии губернатора Хабаровского края в области изобразительного искусства. Сейчас Виктор Николаевич Антонов — ведущий художник издательства «Приамурские ведомости», а это значит, что у нас еще будет возможность знакомиться с творчеством нашего земляка. Виктория ШИШКИНА Виктор Николаевич АНТОНОВ родился 22 августа 1949 года в Хабаровске. Два года учился во Владивостокском художественном училище, а в 1967-м поступил на живописное отделение Владивостокского государственного института искусств. Занимался также в рисовальных классах Ленинградского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В 1989 году стал членом Союза художников России. Виктор Антонов — постоянный участник художественных выставок различного уровня. В 2009 году награжден почетной грамотой Министерства культуры Хабаровского края, в 2011 году — дипломом Союза художников России за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России (Москва), а в 2014-м стал лауреатом премии губернатора Хабаровского края в области литературы и изобразительного искусства. Произведения Антонова находятся в собраниях Дальневосточного художественного музея (Хабаровск), Сахалинского областного художественного музея (Южно-Сахалинск), Картинной галереи им. А. М. Федотова (Хабаровск). |
|||
|