- В море словесности
- Литературные встречи
- Устье большой реки
- Подвижники нужны как солнце
- Что читали хабаровчане в 1895 году*
- Авантюрный роман об Амурской Калифорнии
- Ликвидатор неграмотности, журналист и писатель
- Размышляя о причине веры
- Людмила Миланич: «Это время – мое»
- «Сумел оморочку на Пегаса обменять…»
- Книги глазами художника Виктора Антонова
- Человек, построивший город
- «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
- Край читающих детей
- Визуальное осмысление вечной книги
- Овидий. Философия любви в рисунках Игоря Грабовского
- «Эдип тиран» Александра Мещерякова
- Счастливый человек Николай Усенко
- Посвящается Великой Победе
- Сила печатного слова
- Единое пространство культуры
- Знаки и символы нашей истории
- Дом народного творчества
- ЕВТУШЕНКО Владимир Павлович
Трудно писать о том, с кем едва знаком. Еще труднее — о человеке, которого знаешь давно, уважаешь и любишь. Людмила Ивановна Миланич, известный дальневосточный поэт, может и сама это подтвердить, поскольку долгое время вела цикл радиопередач под названием «Территория моей любви». Поэтому лучше дать слово ей самой. И еще почитать стихи. В автобусах счастливые билеты Первое стихотворение Люда Миланич написала во втором классе, показала его учительнице. — Стихотворение уже не вспомню, а обида не забывается: она меня обвинила в том, что я списала у Ершова из «Конька-Горбунка». Наверное, просто ритм был похож. Мне всегда что-то писалось на уроках, но всерьез я к этому не относилась. Поступила в хабаровский пединститут, у нас на филфаке был литературный кружок, которым руководил Павел Николаевич Богоявленский. Мы его очень любили. И вот мы как бы заряжались друг от друга, много и горячо говорили... Я приходила оттуда и на крыльях вдохновения могла за вечер исписать стихами целую школьную тетрадку. Однажды товарищи по кружку попросили у Миланич тетрадки и тайком отнесли в «Молодой дальневосточник». На страницах этой газеты ее стихи впервые увидели свет. Из чего рождаются поэтические строки? Из наблюдений и удивления, из страданий и восторга, из любви и ненависти... Можно продолжать этот ряд. Напрасная затея пытаться отыскать начало той нити Ариадны, что ведет гармонию стиха по лабиринтам человеческой души. — Во время войны я носила домой судки с обедом, — вспоминает Людмила Ивановна. — Мне было лет семь или восемь. Отца-музыканта взяли на службу в военный оркестр. А мама очень болела, и отцу разрешили получать на нее в армейской столовой обед. Однажды я упала на скользкой дороге и разлила все, что было в судках. Дома как только ни утешали, я рыдала безудержно. Мне казалось, что я преступление совершила. Ведь маме нужно было как следует питаться. Спустя долгие годы об этом написались стихи, которые я не решалась читать вслух. Но однажды мы выступали с Василием Михайловичем Ефименко перед очень немолодыми уже людьми. И я осмелилась прочесть это стихотворение. Мы с залом плакали вместе. Очередь за хлебом, который выдавали по карточкам, хабаровчане занимали с ночи, потому что на всех не хватало. Стоять часами было тяжело, особенно на морозе. Однажды маленькая Люда прямо там, в очереди, потеряла сознание. Правда, голодными обмороками в те военные годы мало кого можно было удивить. Мама умерла, потом в доме появилась другая женщина. Поначалу Люда объявила мачехе войну. И только через много лет, уже сама став матерью, Людмила Ивановна напишет стихи — сдержанное, очень простое и потому пронзительное объяснение в любви той, у которой хватило терпения и женской мудрости стать для ершистой девочки-подростка второй матерью. Вот только нежности не хватило. Может, потому стихи у Миланич по-мужски скроены, да по-женски сшиты. Впервые людно было в доме, Так тихо и так горько пили, С сухими встретившись глазами, Когда умирает или уходит в поисках своей, отдельной жизни самый главный человек, такой, без которого ты больше чем сирота, люди реагируют по-разному. Кто-то рыдает, жалеет себя, кто-то топит горе в спиртном. А Миланич ушла в поэтический «запой». Стихи стали ее спасательным кругом в жизненных перипетиях и светом, и, в конечном счете, делом всей жизни. Людмила Ивановна с детства хотела стать журналистом. Мечта сбылась, когда ее с третьего курса Хабаровского пединститута пригласили работать в газету «Молодой дальневосточник» учетчиком писем. Но вскоре она уже заведовала отделом учащейся молодежи. А потом произошла показательная по тем временам история, когда Миланич и еще несколько ее друзей-однокурсников обвинили в антисоветчине и исключили из института. Пришлось уйти из редакции, и коллеги «сосватали» ее в районную газету «Горняк Севера». Так Миланич оказалась в Чегдомыне. Через несколько лет, уже работая на Хабаровском краевом радио, Миланич довелось познакомиться с теми, чьи имена вошли в историю литературы Дальнего Востока. — В радиокомитете была старая мебель, обтянутая черной кожей, — диваны, кресла. В этих креслах кто только не сиживал. Николай Митрофанович Рогаль, который сильно хромал, — у него был туберкулез кости. О нем говорили: «Наш дальневосточный Николай Островский». Рогаль какое-то время писал, будучи прикованным к постели. Столько души и времени он отдавал начинающим литераторам! А Всеволод Никанорович Иванов — это такая была глыбища! Мне довелось как-то поехать с ним на встречу с читателями. Спрашиваю его: «Всеволод Никанорович, говорят, вы Куприна знали?» — «Да, друг мой, знал». — «Ну и как это было?» — «Я был гимназистом, мои стихи напечатали в самарской газете. Иду по улице, а по другой стороне с каким-то лысым человеком идет редактор газеты и кричит: „Сева, иди сюда!“ Познакомились. Этот лысый и был Куприн». Нетерпеливо спрашиваю Всеволода Никаноровича: «А дальше что?» Он: «Ну что? Водку пошли пить...». Еще я выпытывала у него: что такое конфуцианство? Как-то сунула нос в китайскую философию и поняла, что нечего мне там делать, потому что надо всерьез готовить себя. А Иванов тогда ответил: «Представь, идет трамвай, один пассажир говорит другому: „Вот этот у вас сейчас украл кошелек“. Вор возвращает кошелек хозяину. Хозяин открывает кошелек и дает какую-то сумму денег тому, кто указал на вора, а какую-то — вору. Это и есть конфуцианство». Он был и писатель крупный, и человек уникальной судьбы. Когда шел по городу, просто глаз не отвести — огромный, с палкой, которую вырезал и подарил ему еще один наш замечательный писатель и человек — Владимир Иванович Клипель. Однажды я по делу зашла в газету «Суворовский натиск». И как раз вошел Дед, как мы его называли, Иванов и сказал: «Какой сегодня серебряный день...» Во мне это так застряло, что по прошествии времени я написала стихи: Ваша светлость, серебряный день, Зачем людям нужна поэзия? Как говорили в фильме Леонида Филатова «Сукины дети»: «А чтоб не оскотиниться». Сколько просветленных взглядов видела, сколько благодарных слов слышала Л. И. Миланич во время и после встреч с читателями. Она делилась своими стихами и взглядами на жизнь с доярками и пограничниками, посетителями и сотрудниками библиотек, студентами и работниками столовой завода «Энергомаш», строителями Байкало-Амурской магистрали и многими другими. Наверное, не случайно Людмилу Ивановну находят письма, присланные издалека по старым неточным адресам. Хабаровск — город маленький. Чуть ли не половина его истории прошла на глазах Л. И. Миланич, уже сама она тоже частица этой истории. Когда проводился всенародный сбор средств на восстановление памятника Муравьеву-Амурскому, Людмила Ивановна пришла в общество охраны памятников истории и культуры и попросила дать ей бланки подписных листов. — Одна моя знакомая работала на Центральном рынке инспектором — собирала плату за места. Я с ней договорилась, чтобы там дали по радио объявление о сборе средств на памятник. Потом я обошла всех торговцев на рынке, внутри и снаружи. Поговорила с каждым. Помню, кореянки-торговки дали по пять рублей, а русские старушки — по три. Когда я вышла на улицу, вижу: стоит южный человек. Я к нему, а он руками замахал: «Слушай, какой памятник? Иди отсюда!» Я говорю: «Тебе что, рубль жалко?» Он дал рубль, лишь бы я только отвязалась. Когда показала своей знакомой, сколько в итоге получилось, она удивилась: «О-о, мы за места столько не собираем». Потом я говорила: «Ребята, может, там хотя бы мизинец на памятнике за эти деньги сделан». Когда миром берешься, можно все одолеть. В застольной компании Миланич — человек незаменимый. Она знает массу житейских баек, помнит сотни стихотворений, своих и чужих. А при случае может выдать ядреные частушки. И работалось рядом с ней хорошо. Всегда подскажет и потенциального собеседника интересного, и тему неизбитую. Если кому-то нужна помощь, Людмилу Ивановну не надо ни о чем просить. Она решительно придвигает к себе телефонный аппарат и как в атаку идет: убеждает, договаривается, пробивает. В общем, используя ее же любимое словечко, Миланич — правдашний человек. Вспоминается один случай: к известному в нашем городе специалисту по Пушкину, женщине пожилой и больной, плохо отнеслись работники скорой помощи. Людмила Ивановна дозвонилась руководителю службы и так рассказала ему об этой пациентке, что там обещали не только извиниться перед ней, но и попросить выступить перед коллективом с беседой о Пушкине. Замечательный труд известного историка и краеведа Марии Буриловой «Общество старого Хабаровска» пять лет пробивал дорогу к читателю. Она рассказывает: — Как-то случайно встречаю на улице Миланич, она говорит: «Я написала письмо мэру о твоей рукописи. Прошла по организациям, где тебя знают, собрала подписи в поддержку издания». Вот после этого все и закрутилось. Наверное, если бы не Людмила Ивановна, книга не вышла бы. И на редакционном столе, и дома у Миланич всегда грудами лежали рукописи, стихотворные сборники — на глянцевой типографской бумаге и совсем простые, дешевые. Людмила Ивановна в этом потоке словесной руды — словно золотоискатель, который промывает в лотке породу, пока не блеснет желтым боком нужная песчинка. И сразу делилась радостью находки. «Вот послушайте!» — говорила она, и все замолкали, слушая стихи нового автора. Потом она помогала этим произведениям найти своего читателя на радио, через журнал «Дальний Восток», где уже на пенсии долго возглавляла отдел поэзии, через газеты и издательства. Так что у нее много «крестников» в литературе. В день святой Людмилы, 29 сентября 2014 года, в Дальневосточной государственной научной библиотеке состоялась презентация новой книги избранных стихов Миланич «Песня Сольвейг». Составление его Людмила Ивановна доверила своей дочери Елене Добровенской, тоже поэту, уже известному в Хабаровске. А издание сборника стало подарком к 80-летию Л. И. Миланич от генерального директора издательского дома «Приамурские ведомости» Валерия Витальевича Смирнова. На юбилейный творческий вечер Миланич смогли собраться далеко не все хабаровчане, любящие ее поэзию, а только ближний круг — подруги детства, коллеги по журналу, радио, телевидению, театру драмы, библиотекари, писатели, художники, краеведы... Известный литературовед и критик Валентина Николаевна Катеринич говорила: — В творчестве Людмилы Ивановны Миланич — очень четкий вектор чести и достоинства. В отстаивании традиционных человеческих ценностей ее поэзия даже, мне кажется, мужественна и героична... Сама же Людмила Ивановна по ходу всего вечера старательно пресекала выспренние хвалебные речи. Вспоминая важные вехи своей жизни, говорила главным образом о других, дорогих ее сердцу, людях. Ну а если о себе — то, как обычно, с самоиронией, которая и в поэзии ее просвечивает, и удивительным образом сочетается с гражданственным пафосом. У жизни еще не в застенке, Наверное, многие любители поэзии согласятся с главным редактором литературно-художественного журнала «Дальний Восток» Александрой Викторовной Николашиной: — В старой «Грамматике русского языка» есть известная фраза: «Роза — цветок, дуб — дерево, Россия — наше Отечество...» и так далее. Так вот, если про Хабаровск говорить, то я совершенно убеждена, что Хабаровск — это художник Федотов, скульптор — Мильчин, поэт — Людмила Миланич. А я бы охарактеризовала личность и творчество Миланич одним словом — верность. Единственной в жизни любви, друзьям, родному городу и краю, нравственным идеалам. Людмила Ивановна могла бы вслед за подругой молодости Риммой Казаковой махнуть в столицу, где со своим поэтическим даром наверняка получила бы заслуженную известность в масштабах всей страны и более весомые почести. Но она осталась в Хабаровске. Может, потому что не хотела отрываться от корней, питающих вдохновение. А может, подсознательно чувствуя, что ее поэзия особенно необходима здесь, на дальневосточной земле, где, словами Маяковского, «наша жизнь под счастье мало оборудована». Сердце поднимается как солнце Свое кредо Людмила Ивановна Миланич определяет так: Идет накопление света, Воскреснут под солнечным ветром Янина КУЗИНА |
|||
|