Овидий. Философия любви в рисунках Игоря Грабовского

Всякое произведение есть лишь «приближение» к невидимой духовной основе мира, сокрытой за изменчивостью Бытия, за круговоротом Вечного Возвращения.
Эрнст Юнгер, немецкий писатель философ

Разведены звезд мосты дорог ниоткуда...
Игорь Грабовский, художник

Игорь ГрабовскийАвторские строки Игоря Грабовского емко отражают его графическое творчество. Композиционная прозрачность легких линий создает элегантность графическую стиля, которая внешне выделяет чувственную образность, но лейтмотив отстраненности от реалистических деталей уводит в тайну художественного пространства, где сопрягаются душа и дух, чувства и логика, сознание и интуитивное прозрение. Динамика взаимопроникающих линий, то исчезающих, то соединяющихся, сама по себе является метафорой недосказанности лирического текста бытия. Вот почему обращение Игоря Грабовского к творчеству Овидия так органично — оно передает романтический мир взаимоотношений, где изначально чувственное состояние переходит к более сложному выражению.

Овидий нередко вызывал непонимание и своими элегиями о любви, и высказываниями: «Мы живем, как люди нашей современности», «Я поздравляю себя, что я родился теперь». Сторонник изящества и культуры, он протестовал своей поэзией против инстинктов полов, преобладающих в тот исторический период. Эротический мотив в его творчестве устремлен к душе человека, когда она открыта, чиста и нежна в проявлении чувств. Овидий переводит бытовые отношения в ту стадию любви, где прелюдия восхищения красотой является существенной в понимании мира вообще. Поэт нашел простые, но очень выразительные слова в описании жизненных примеров. Эту внутреннюю экспрессию почувствовал и передал художник.

Графический подтекст серии рисунков Игоря Грабовского к Овидию обращается к сути идеального взаимоотношения человека с миром чувств. Художник не иллюстрирует древнеримского поэта, а внутренним прочтением, легкими линейными арабесками выявляет определяющее в лирике — тайну, недоговоренность лирического бытия, притяжение, созерцание, ожидание, мечтательность, отстранение — все то, что имеет абстрактное понимание, и что так непросто объяснить словами. Поэтическая метафора одновременно и сложна, и проста, как и графика художника. Это своего рода философия любви в рисунках. Своеобразная каллиграфия графики Грабовского является сознательным отказом от «рисования с натуры». В таком контексте именно поэтическое слово может органично сосуществовать с абстрактной изобразительной пластической идеей.

Игорь Грабовский всегда отдает предпочтение духовной сути графики: «Существует рисунок, где художник может свободно посвятить себя воссозданию умозрительных идей, т. е. мысли. Для врача, биолога важно строение человека, количество тычинок, а художник видимость превращает в образ, через который разговаривает о жизни. И в рисунке не глаз, а взгляд. Белый лист — некое громадное пространство, здесь важно чувство равновесия — распределение масс черного и белого, но главное, чтобы это соединилось с мыслью внутри тебя. У художника всегда есть предыстория образа. Мои линии стилизованы, потому что интересна идея взаимопроникновения, идея пластичности в целом. Рисунки часто появляются в момент размышления, без отрыва к реальности, как дневник мыслей, но в них и художественный опыт, и диалог с моими кумирами из истории искусства, и жизненные наблюдения, впечатления... Линия — это удовольствие, ведущее тебя по белому листу.... И если зритель тоже получает удовольствие от рассматривания рисунков — это и есть счастье художника, это диалог тех, кто любит искусство...»

Композиционная прозрачность переплетений его линий создает графическую элегантность стиля, которая выделяет внешнюю чувственную образность, но одновременно ощущается то метафизическое, которое обращено к миру Абсолюта как художественно интуитивный трансцендентный синтез реальности бытия. Эта метафизика Красоты существует везде и повсюду, как дуновение ветра, волнующее воздушное пространство, играющее с чувственными рецепторами и неуловимо проникающее в сферу идеального, и художник дает нам возможность это увидеть и почувствовать.

Публий Овидий НАЗОН (Publius Ovidius Naso) — виднейший поэт в плеяде писателей золотого века древнеримской литературы. Родился в 43 г. до н. э. в городе Сульмоне (Средняя Италия), принадлежал к старинному роду «всадников». В Риме Овидий прошел ораторскую школу, учился декламации у знаменитых риторов того времени Ареллия Фуска и Порция Латрона. Подобно другим элегикам, Овидий в своих ранних произведениях, по очень точному выражению А. С. Пушкина, выступал «певцом любви». Однако в отличие от Тибулла и Вергилия поэт не идеализировал прошлое. Он понимал, что колесо истории повернуть вспять нельзя.

Тaк и Амур покоряется мне, хоть и жгут мое сердце
Стрелы, с его тетивы прямо летящие в грудь.
Первое дело твое, новобрaнец Венериной рaти,
Встретить желaнный предмет, выбрaть, кого полюбить.
Дело второе — добиться любви у той, кого выбрaл;
Третье — нaдолго суметь эту любовь уберечь.
Вот уроки мои, вот нaшего поприщa меты.

Публий Овидий Назон
Из книги «Наука любви». Перевод М. Л. Гаспарова

Ольга ПРИВАЛОВА
Рисунки Игоря ГРАБОВСКОГО