- Художники Дальнего Востока
- Арт-календарь
- Персона
- Вспомним имя
- Художники города юности
- Территория творчества
- Взгляд
- Визит
- Обретенный рай
- Эстетика оптимизма
- Век нынешний и век минувший
- Тот самый миг...
- Молитва в красках
- Славянские сказы, сплетенные из трав
- Лики таёжных легенд
- Этнос
- Художники Находки
- Художники Камчатки
- Дата
- Содружество культур
- Галерея лиц, имен и судеб
- Маленький город
- Марк Аврелий и другие
- Встречи с Фаустом, или Превратности странствий
- Гонец на краю вечности
- Родословная как зеркало эпохи
- Музыка
- Поклонись забытым предкам
Его искусство, начиная с дипломной серии «Метаморфозы» (1972 г.), всегда провокационно. Само слово «метаморфозы» определило образно-пластический лейтмотив художественного пути молодого художника. Он не изображал пафос действительности, а провозглашал пафос мыслящей личности, сохраняющей в «мясорубке» времени человечность и любовь к жизни. Его художественный герой — лирик с мужественным характером. Актуальность его творчества подтверждена многочисленными приглашениями на международные выставки и множеством наград. Его новые работы всегда вызывают пристальный интерес у художественной публики. Они объемны смысловыми аспектами, и их пластический эквивалент каждый раз по-особенному выразителен. Возможно, лирическое «я» самого художника метафорически проявлено в мифопоэтическом образе быка, мощного и трудолюбивого, упрямого и целеустремленного, которого мы часто встречаем в его рисунках и офортах, в живописи и в объемных композициях. Его цель — сопряжение художественных материалов и техник, расширение художественного языка (от метафоры — к символу, затем — к знаку), выбранные как максимально выразительные для передачи напряженной полифонии ХХ века. Его имя — художник Юрий Иванович Быков. Ключ к творчеству Юрия Быкова заложен в художественно-философском осмыслении сути человеческого бытия. Определение понятия действительности — вопрос, который философы обсуждают со времен Платона и до сих пор. Искусство может быть и средством познания действительности, и средством передачи информации. Во втором случае художественное произведение обладает метахудожественным и общекультурным кодом и представляет собой сложно организованную форму, подчиняясь законам семиотической системы. Понятно, что в композиционной основе такого произведения содержится выявление, в первую очередь, интеллектуальных связей между явлениями (кстати сказать, художественность в этом случае качественно усложняется и требует пластической изобретательности). Художник здесь не стремится провозгласить «истины», а напрямую обращается к зрителю как собеседнику. Диалогичность произведения, как лакмусовая бумага, определяет уровень духовного развития. По какой-то художественной внутренней логике произведение существует независимо от художника, а он сам становится зрителем, но, может быть, на один шаг ближе к созданному детищу. Творчество Юрия Быкова максимально диалогично, оно взывает сознание осмыслять действительность, свое «я» — в ней. Персональную юбилейную выставку Юрия Ивановича Быкова ждали с нетерпением, она состоялась в галерее «Метаморфоза» в 2001 г. Реакция зрителей единодушна: в первом зале с графическими работами 1980 — 1990 гг. — удивление перед разнообразием офортной техники, много «почему» к этим символическим картинам, общий восторг перед громадным полотном «Икариада», ставшим в 1997 г. картиной года Хабаровского края. В следующем зале — быстрый осмотр, молчание; в третьем зале, выстроенном на контрасте ярко натурных акварельных образов и метафорически абстрактных картин природы — восхищение, расспросы. И возвращались опять, уже надолго, во второй зал, где представлена непривычная техника коллажа, а в работах — знакомый и в то же время неузнаваемый мир. Уходили, признаваясь, что увиденное надо обдумать, пережить, или следовало бурное требование: «Расскажите». Наконец долгожданная встреча зрителей с автором. Они с нетерпением ждали его весомого слова, а он желал откровенного диалога о новых работах. В них — наша жизнь, а техника коллажа выбрана не как эстетический изыск, а возможность организовать динамическое пространство, соответствующее калейдоскопическому изобилию событий сегодняшнего дня. Юрий Быков объяснил: «Художник подключен к общеинформационному полю и подсознательно чувствует потребность людей, их информационный образ». В коллажах художник не случайно в основном использует прием монтажа. Монтажная повествовательность позволяет соединить репортажность, прямую цитатность из обихода газетно-журнальных, телештампов, «жвачные» картинки масс-культуры, рекламные реплики и образ лирического героя (обрывки стихов, недописанные фразы, непрописанные лики, адрес на конверте, часы...). Явление, предметность обрели пространственность; сцепляясь, повествуют сюжет общественного сознания, а пространство, не теряя своей непрерывности, являет состояние «непредставимости» ответов. Именно отбор монтажных фрагментов оказался провокационным. Уже одно только наличие факта разорванности женского образа и превращенного из клочков в двойственный образ бабочки символично: навязчивость штампов, агрессивные образы насилия, рекламируемые как шутка-игра, политики-шуты, китчевые символы России, практически невозможно словесно интерпретировать множественность контекстов и их связи, наделенные метафорическим смыслом. Метафоры порождены самой жизнью с ее социальными конфликтами. От названий некоторых работ, «Таблица I», «Таблица II» и т. д., в общем настрое контекста возникало ощущение бухгалтерских папок, где с чичиковской методичностью подсчитаны души. Зритель невольно становится участником сценического зрелища в картине и испытывает эмоциональное напряжение, чувствуя необходимость выразить свое отношение. А какое оно?.. Художник Юрий Быков отстраняется от оценки, его автопортрет постепенно исчезает в черном квадрате: он возвращается в пространство художественных поисков. Ему неважно, будет это авангардно или традиционно. Главное, произведение должно быть художественным: из разноцветных бумажных картинок, утилитарных предметов, собственных графических работ создать выверенную образную композицию, где напряженность разновременных смысловых пластов разрежена тональными паузами различных фактур, которые задают ритм ассоциативного вслушивания, неторопливого размышления, тем самым образуя пространство для эмоций и останавливая физическое время для зрителя. Или упаковочный материал обратить в одинокое существо, бредущее в безнадежном пространстве; настроением осенних листьев, пигментами земли вырвать из российских просторов мощную силу быка.... Или пропеть сонет в экспрессивно свободных композициях, которые отражают абстрактно лирические состояния, переживания. Главное, сохранить тот азарт ассоциативной энергии, который свободно перемещает временные границы, события, создает стереофонический эффект многоголосия образов мирового культурного самосознания, — у художника нет границ. Для героя «Икариады» пространство — жизненный космос, а крылья — энергия, которую дает любовь. Постепенно расходятся облака, вырисовывается красочный шаман, отбивая загадочные ритмы среди картин неизвестного художника, который прислушивается к своему миру и пристально, через маску, глядит на нас. Красота и объемность мысли, красота пластической идеи, объединенные совершенством исполнения. Какие еще произведения подарит Юрий Быков современному дальневосточному искусству? Ольга ПРИВАЛОВА, искусствовед Родился в Хабаровске в 1950 г. 1972 г. — окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. 1972 г. — первая персональная выставка, с которой началась активная выставочная деятельность (Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Хабаровск, Владивосток, Чита, Улан-Удэ, Красноярск, Москва, Санкт-Петербург (Эрмитаж), Рига, Ташкент. 1979 г. — стипендиат Союза художников СССР, а с 1981 г. — член Союза художников России. С 1984 г. — участник различных зарубежных выставок (Германия, Польша, Венгрия, Италия, Эфиопия, США, Япония). Ю. И. Быков работает в разных техниках: офортные разновидности, рисунок, живопись, акварель, смешанные техники, коллаж, фотография, объект. |
|||
|