Харбинский дом милосердия — приют для неприкаянных душ

Храня верность традиции милосердия, церковь и в изгнании стремилась помогать бедным и обездоленным. Харбинская Россика — убедительное тому свидетельство. О благотворительной деятельности Харбинской епархии рассказывают документы Харбинского комитета помощи русским беженцем и Главного бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи.

Со всех уголков огромной России в Харбин стекались тысячи бывших ее граждан. Уезжали на месяцы, в крайнем случае на несколько лет, но оказалось — на всю жизнь, на долгие мучительные годы тоски и скитаний по всему свету. Среди эмигрантов были промышленники, купцы, чиновники, потерявшие свое состояние с приходом большевиков, интеллигенция, не признавшая новой власти, борцы за идею. Но были и те, кто совершенно случайно оказался на чужбине. Далеко не многим из них удалось привезти с собой материальные ценности, имущество, поэтому основная масса беженцев оставалась нищей. В Харбине, «и ранее принимавшем в себя пришлых людей, для этой последней крупной русской волны не оказалось ни работы, ни внимания...»

Все это вызывало необходимость немедленного создания таких объединений, которые могли бы оказать беженцам не только материальную и моральную поддержку, но и помочь им как можно скорее устроить более или менее сносную жизнь, дать кров над головой, накормить. Одним из первых таких объединений в Харбине стал Международный комитет помощи голодающим беженцам, созданный в 1921 году. Его вдохновитель и организатор — викарный епископ Петропавловский и Камчатский Нестор, развернувший с первых же дней приезда в Харбин широкую благотворительную деятельность.

«Вопиющие нужды бедноты, калек, душевнобольных людей, несчастных подростков-наркоманов и детей улицы — сирот вызывали в чутком сердце деятельный порыв Владыки Нестора к организации сначала Патроната, а потом и Дома Милосердия, в коем Владыка сосредоточил впоследствии главным образом свою благотворительную и культурно-просветительную работу», так писали эмигрантские газеты в октябре 1941 года в связи с 25-летием служения в святительском сане Высокопреосвященного архиепископа Петропавловского и Камчатского Нестора, а также 20-летием богоугодной деятельности основанного им Дома Милосердия.

Дом Милосердия не имел постоянных источников дохода и существовал исключительно на пожертвования. Поддержку и внимание Дому Милосердия оказывал Харбинский комитет помощи русским беженцам, позднее — Главное бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурии (БРЭМ), а также наиболее обеспеченные эмигранты. Среди них, например, был походный атаман казачьих войск генерал-лейтенант Г. М. Семенов. В роли попечительниц приюта выступали Е. Н. Литвинова, Е. М. Бринер, княгиня Л. В. Голицына, «навсегда оставившая светлую и добрую память в делах благотворительности», начальница гимназии М. А. Оксаковская, бесплатно обучавшая детей-сирот, председатель Дамского кружка Т. А. Иваницкая, которая учила девочек рукоделию. Нельзя не вспомнить служителей Свято-Скорбященской церкви, «молодых талантливых иноков Обители Милосердия архимандрита Нафанаила, иеромонаха Мефодия, иеродиакона Нила», главу Харбинской епархии Митрополита Мелетия и его викариев: епископов Димитрия и Ювеналия.

Первые годы для Дома Милосердия были особенно трудными. Вот как об этом писалось в брошюре «Дом Милосердия и его основатель Архиепископ Нестор» (1941): "Первое десятилетие благотворительной работы отличалось необыкновенным скоплением, можно сказать, наводнением самых разнообразных тяжелых видов житейского горя и нужды! Сначала влилась бурная волна голодных русских людей, устремившихся из голодной России на благодатные мирные поля Маньчжурии. Приходилось в громадном количестве изыскивать одежду, белье, обувь для оборванных и голых беженцев. Одновременно надо было устраивать для них теплый угол, изыскивать работу, устраивать на службу и кормить горячей пищей. Тогда епископ Нестор объединил при храме множество русских добросердечных женщин, создал Сестричество, разделил их труд и работу по разным отраслям. Для питания беженской бедноты Владыка организовал столовую при Иверской церкви, затем и на Зеленом базаре, а впоследствии и на пристанском базаре. При Сестричестве был образован склад, куда со всего города собиралась одежда и обувь и по обследовании бедноты раздавалась нуждающимся. Для спасения наводнивших город подростков-наркоманов Владыка при содействии властей собрал в одну ночь широкой облавой на улицах Харбина 46 мальчиков и молодых людей. Все они были помещены в отведенный специально для них дом, и Владыка Нестор приставил к ним специального смотрителя. Наркоманов ежедневно посещал врач и сам Владыка. В строгой изоляции юноши были постоянно заняты работой на ткацких станках, за чулочными вязальными машинами, типографской работой и уроками закона Божия и морали. Все это, конечно, спасло юношей от тоски и убийственного порока.

Все тяжелые беды и несчастья, павшие на голову русских беженцев, отразились во многих случаях на их психике, душевном состоянии. Тогда Владыка Нестор организовал Патронат не только для старцев и хроников, но и для душевнобольных... 100 человек хроников и душевнобольных каждый день получали пищу и лечение, имели кров над головой. В 1927 году основатель и руководитель Дома Милосердия получил от Харбинского городского совета официальное благодарственное постановление за принятие в Дом Милосердия душевнобольных (вместо городской больницы), благодаря чему принес 114.000 гоби экономии муниципалитету.

Сухая цифра говорит, что за минувшие годы благотворительной работы в Доме Милосердия пережило свыше 1500 человек хроников и детей обоего пола. Израсходовано собранных Владыкой и друзьями милосердия до 600.000 гоби. В ограде Дома Милосердия больше нет свободных площадей для возведения построек, а нужда настойчиво все стучится и стучится в двери переполненного Дома Милосердия, приютившего сейчас 143 человека больных и детей..."

Но не только Домом Милосердия ограничивалась благотворительная деятельность Харбинской епархии. Большую работу проводили Епархиальный Приют — убежище им. Митрополита Мефодия, Благотворительный кружок при Приходском Совете Хайларской Спасо-Преображенской церкви, Церковно-приходское попечительство Св. Алексеевской церкви и др.

Но сколь бы ни была велика нужда в хлебе насущном оказавшихся в дали от Родины людей, духовный голод они зачастую ощущали гораздо острей. Его нельзя было удовлетворить только за счет благотворительной помощи, и здесь также на помощь приходила церковь. Она играла исключительно важную роль для русских эмигрантов в Маньчжурии. Для многих из них возрождение веры являлось единственным источником утешения и внутренней силы, необходимой для того, чтобы пережить тяготы изгнания и заполнить пустоту, возникшую после утраты прежних идеалов.

Лидия ВАРАКСИНА,
заместитель директора Госарихива Хабаровского края