Краски воспоминаний и надежд в пейзажах Ивана Лебухова

Пейзаж — это некий шифр к истинным чувствам художника. У Ивана Петровича Лебухова пейзажи оплаканы чистыми ливнями, овеяны непослушным ветром, умыты солнцем. Здесь как в зеркало засмотрелись в реку осенние листья, грозовое небо купается в синей воде, и легкие тени деревьев, подобно призрачным мечтам, упали на первый снег.

«Природа никогда меня не обманывала, не предавала, и никогда я не чувствовал себя в ней чужаком», — говорит художник. Многое связано с ней в жизни Ивана Петровича. В детстве, отправляясь с отцом на рыбалку, он, затаив дыхание, наблюдал удивительные перемены, которые происходили в природе. Открытая и доверчивая днем, загадочная и тревожная ночью, природа всегда была для Ивана Лебухова защитницей.

В семье Лебуховых сохранилось предание о происхождении их фамилии. Говорят, во времена раскола церкви собрались вольные люди и ушли из России, обосновавшись на реке Дунай (теперь здесь румынский город Броилов). И был среди них Глеб Ухов. На чужбине почему-то его начали называть Лебуховым. Семья с новой фамилией постепенно разрасталась, но в конце XIX века некоторые из Лебуховых решили вернуться на потерянную когда-то Родину.

Это совпало с политикой государства тех лет, когда активно заселялись дальневосточные земли, и потому Лебуховы поселились в необжитом районе, основав неподалеку от хутора Галкино деревню Смирновку. Глава семьи Петр Алексеевич, дед Ивана Петровича Лебухова по материнской линии, был священником в храме, построенном здесь же, в Смирновке. Многочисленное семейство вместе с детьми и внуками крестьянствовало, кормилось от матушки-земли.

Именно здесь, в церкви деда, пришло первое вдохновение к будущему художнику. Пятилетнего мальчишку потрясли иконы, облаченные в лепные бронзовые оклады, инкрустированные розами. С превеликими трудами раздобыв карандаш и бумагу, он забирался под стол и рисовал.

Беспощадная волна коллективизации и репрессий добралась до маленькой деревушки в 1932 году. Иван Петрович в то время совсем еще мал был, но он хорошо помнит страшный день, когда ломали церковь, на костре сжигали иконы и духовные книги. Так совпало, что у мальчика совсем недавно умерла мать, и, возможно, именно это событие обострило его память, не позволило забыть.

Деда-священника скоро забрали. Больше о нем никто ничего не слышал. Отец Ивана Петровича, участник битв на Волочаевской сопке и в Спасске, председатель сельского Cовета, человек, верящий не в Бога, а в честность и порядочность, пытался хоть что-то разузнать о Петре Алексеевиче. За излишнее любопытство ему тоже грозил арест. Как рассказывал Иван Петрович, уезжали они из Смирновки спешно, ночью, бросив весь свой скарб. Коллективизация выдавила его семью в Хабаровск. Нелегко им приходилось: престарелые бабушка и дедушка, шестеро детей, а Иван Петрович — старший. Он стал главным помощником отца, который бригадирствовал на рыбном промысле, а когда прогремели первые залпы Великой Отечественной и отец ушел добровольцем на фронт, остался единственным кормильцем.

На заводе им. Молотова (ныне Дальдизель) Ивану Петровичу приходилось забираться на высокий ящик, чтобы дотянуться до станка. Маленький, щуплый, он начал отсчитывать свои трудовые будни. В 1942 году Ивана Лебухова направили в ремесленное училище, здесь же, при заводе, чтобы он учился на слесаря-инструментальщика. В те годы при училище существовала ИЗО-студия. Руководил ею Владимир Константинович Шатунов, художник, ученик самого Репина. Он занимался с ребятами со всей серьезностью, старался вложить в них как можно больше знаний, навыков. И, видно, не зря, потому что на выставке в ОДОСА, где Иван Лебухов представил несколько своих работ, молодого человека заметили, а главный художник этого учреждения пригласил работать к себе. Здесь учителями Ивана Петровича, помогавшими и словом, и делом, стали известные тогда художники Кайдалов, Баскаков, Смелов, Арефин.

Ивану Лебухову, помощнику главного художника ОДОСА, посчастливилось объездить почти весь Дальний Восток, Сахалин, Камчатку, Курильские острова. «В то время эти территории были доступны ограниченному кругу людей, — рассказывает Иван Петрович. — И посетить их, сделать рисунки, наброски, этюды было великим счастьем, которое выпало на мою долю». Несколько лет спустя, по совету товарищей, Иван Лебухов, захватив свои лучшие работы, отправился «завоевывать Европу». Успешно сдав экзамены, он поступил в Горьковское художественное училище, но проучился там недолго. Нелегко пришлось ему в чужом городе. Скитался в поисках жилья и работы, остро чувствовал, как не хватает поддержки родных и друзей. Но выход нашелся: в Хабаровске открылось художественно-графическое училище, и в том же году Иван Петрович стал его студентом.

Как выпускнику-отличнику в 1950 году Ивану Лебухову предложили продолжить образование в институте им. Репина или Киевском художественном институте. Он выбрал Украину, проучился год, но опять вынужден был вернуться в Хабаровск: тяжело заболел маленький сын. «Хрупкая скорлупка карьеры разбилась о рифы быта». С 1952 года и до выхода на пенсию Иван Петрович Лебухов работал в художественном фонде.

О своей судьбе он говорит так: «Биография моя, видимо, похожа на биографии всех художников края. Писание портретов вождей и членов политбюро для прокорма, редкие праздники выставок, рутина оформительских полигонов и мелкая грызня за место под солнцем. Я итожу прожитое, вижу, сколько сил ушло впустую, но не жалею — все это было когда-то и кому-то принесло определенные плоды. Это застывшее время, как следы прожитых лет, вы можете увидеть в моих работах».

В апреле 2000 года в Арт-подвальчике состоялась персональная выставка Ивана Петровича Лебухова «Дальневосточный пейзаж».

Елена ГЛЕБОВА,
журналист