- Христианство на Востоке России
- Божественная литургия на месте разрушенного храма
- Вера и Владимир Евтушенко
- Пространство, время, духовность
- Икона возвращает общественную память
- Таинства рождения, брака и смерти на страницах метрических книг
- Свадьба нанайцев в православном храме
- Харбинский дом милосердия — приют для неприкаянных душ
- Нонн Панополитанский: на грани язычества и христианства
- «Наших прадедов Бог по-иному ковал...»
- Протопопица
- Загадочный свет мыса Аури
- О семье Матвеевых и ее роли в развитии культуры на Дальнем Востоке
- Благотворительность на заре XX века
- Краски воспоминаний и надежд в пейзажах Ивана Лебухова
- По дороге в Гесем
- Окна души в сказках Натальи Тимчук
- Игрушечное царство Светланы Котельниковой
- Размышления, состояния, молитвы
- Театр-галерея: алтари надежды в пустом и бесконечном пространстве
Какая российская ярмарка обходилась прежде без «потешного ремесла»? Яркие глиняные свистульки, забавные медведи, кокетливые барышни и лихие всадники. «Хоть игрушка и детская забава, да вам придется по нраву...» Эта незатейливая реклама звучала на шумных столичных базарах, и редкий человек, приехав из соседнего села или деревни и попав в этот гомон и разноцветье, не привозил с ярмарки «забаву» своим ребятишкам. Впрочем, в древности на Руси игрушки были не просто детскими утехами. Их наделяли магической силой, считали оберегами. Веками складывался художественный язык русской народной игрушки. Конь — слуга Солнца, женская фигура — олицетворение силы богини Матери-Земли, а птицы — ее вестницы и верные слуги. Дымковские, каргопольские, филимоновские, абашевские «потешки», такие простые на первый взгляд, обладают особой красотой, загадочностью. Но сегодня, к сожалению, многое забыто. «Детская забава» заняла место на сувенирных полках в магазинах и салонах, но утратила свой истинный народный колорит. Игрушка, словно она живая, не терпит даже малейшего искажения форм, цвета, орнамента. И все же есть в нашем городе человек, который не только знаком со всеми секретами древнего ремесла, но и щедро делится ими с учениками. Это Светлана Марковна Котельникова — художник и педагог. Много лет назад, решив возродить традиции русских промыслов на Дальнем Востоке, вместе с маленьким сыном она объездила практически всю старую Русь. Дымково, Филимоново, Каргополь. Нелегким было это путешествие, неохотно раскрывали местные мастера секреты своих предков, но характер у Светланы Котельниковой сильный, а натура тонкая, увлеченная. Прошла через все и стала настоящим мастером. Напрасно я спрашивала Светлану Марковну о самой любимой ее игрушке. Каждая настолько оригинальна и неповторима, что выбор сделать ей нелегко. Нарядная «дымка» привлекает праздничностью, строгая каргопольская — лаконичностью цвета, филимоновская — символикой орнамента. «В России богатейшая культура, — говорит художница. — И очень важно не нарушить ее целостность и гармонию». Светлана Котельникова из тех художников, для кого сохранение исконных традиций — главное условие творчества. Ее авторские композиции — яркие картинки из жизни русского люда, сказочные сюжеты. Через игрушку она старается показать удивительный мир русского народа, его духовные традиции. Когда приходишь в дом Светланы Марковны, кажется, что ты попал в игрушечное царство, где живут только добрые герои и никогда не бывает печали. И это ощущение красоты, подаренное художницей, долго не покидает. Впрочем, это ее мир, который помогает переживать трудности и удары судьбы. Свое детство Светлана Марковна провела в Санкт-Петербурге. Там ее окружали красивые улицы и дома, великолепие и торжественность музеев, но главное — интересные, талантливые люди. Прадед слыл отличным мастером, отливал колокола и узорчатые решетки, бабушка прекрасно рисовала углем, лепила. Они и были первыми учителями, духовными наставниками будущей художницы. Хотя тогда, наверное, она этого не осознавала. Но мир искусства всегда манил ее, и желание стать художником казалось таким естественным. Практически всю свою жизнь Светлана Марковна Котельникова работала с детьми. Последние десять лет — в студии малых скульптурных форм и изобразительного искусства муниципального Центра эстетического воспитания детей. Сколько веселых праздников и костюмированных балов устраивала она со своими питомцами, стараясь как можно ярче раскрыть для них уникальность русской игрушки. Не случайно многие ученики Котельниковой выбрали профессию художника, а для тех, кто пошел в инженеры или, скажем, учителя, «потешка» стала увлечением на всю жизнь. Так сложилось, что Светлане Марковне пришлось перенести тяжелейшую травму, но сегодня она возвращается к жизни, возвращается в мир искусства. Для нее это все равно что дышать. Художница готовит свою персональную выставку, и ее игрушечное царство наполняется новыми красками и характерами. Елена СОЛНЦЕВА, |
|||
|