Икона возвращает общественную память

18 сентября 1999 г. состоялся крестный ход по передаче иконы «Албазинской Божьей Матери» («Слово плоть бысть») в Хабаровский Христорождественский кафедральный собор. Икона хранилась в Хабаровском краеведческом музее с 1930 по 1999 гг. Проходило это богоугодное событие торжественно, на том самом месте, где в начале века возвышался Успенский собор, иконостас которого украшала икона до 1930 г. В музее икона более 60 лет хранилась в фондохранилище. Посетители смогли ее увидеть только с августа 1997 г. в экспозиции, посвященной освоению и заселению Приамурья, материальной и духовной культуре переселенцев. Хабаровский краеведческий музей принял решение передать икону пока в Христорождественский храм с надеждой на восстановление Успенского собора. Народ сохранил религиозные традиции, в которых ярко выражены идеалы мира, добра, справедливости и гуманности. Пусть икона служит на духовную пользу православным. Сотрудники краеведческого музея надеются, что Успенский собор все-таки восстановят и икона «Албазинской Божьей Матери» будет способствовать духовно-нравственному возрождению, формированию широкого общественного согласия в обществе.

В канун празднования 2000-летия христианства с новой силой проявляется интерес к истории хабаровских церквей, их роли в успешном заселении приамурских земель. Тогда основная забота лежала прежде всего на плечах первых миссионеров — проповедников и настоятелей приходов, а также на всех остальных христианах, кому было небезразлично духовное состояние народа. Огромную роль в этом процессе играла личность. В памяти потомков сохранилось много имен, чьи заслуги перед церковью очевидны: Иннокентий Иркутский, именем которого названа хабаровская церковь (1870), Иннокентий Вениаминов — первый амурский архиерей, который освящал первую деревянную хабаровскую церковь Марии Магдалины, поставленную линейными казаками на берегу Амура в год основания Хабаровки (1858). Преданными православной вере были хабаровские купцы. Они покровительствовали строительству храмов. Так, в числе хабаровских фамилий можно назвать братьев Плюсниных ( Андрей и Василий Федоровичи). Они не только вкладывали свои сбережения в строительство церквей, но также участвовали личным многолетним трудом, организовывали сбор пожертвований.

Андрей Федорович Плюснин (1827 — 1880) — забайкальский крестьянин, поселившийся в Хабаровке с 1860 г., купил 117 десятин земли на берегу Пензенского залива, в 15 верстах от Хабаровки, где проводил опыты хлебосеяния, выпас скота. Здесь же, на берегу протоки, Андрей Федорович выстроил церковь, позже перенесенную на городское кладбище.

В 1870 г. единственная в Хабаровске церковь Марии Магдалины (стояла в городском саду) пришла в ветхость. Идя навстречу духовным потребностям хабаровцев (так называли тогда местных жителей), Андрей Федорович за собственный счет построил деревянную церковь во имя святого Иннокентия (1868 г.), которую в 1898 году заменили на каменное здание, существующее до сих пор и возвращенное ныне церкви. Как человек христианского благочестия и преданный православной вере, Андрей Федорович Плюснин 16 лет состоял церковным старостой, с1864 по 1880 гг. В обязанности церковного старосты входило: ведение приходно-расходных книг, поддержание, обновление и пополнение ризницы и церковной утвари, покупка по указанию причта церковного вина, просфор, свечей, ладана, богослужебных книг, продажа восковых свечей, сбор скромных пожертвований прихожан в церковный кошелек, прием всякого рода сумм, вкладов и приношений, наблюдение за состоянием церковных зданий, оград, могил, памятников, наблюдение за состоянием иконостаса.

В 1883 г. в Хабаровке приступили к постройке каменного храма во имя Успения Божьей Матери. Но история строительства этого храма имеет интересное начало еще с 1876 года. При Хабаровской Иннокентьевской церкви 15 июня на собрании приходского попечительства слушали Указ Камчатской духовной консистории от 30 марта 1876 г. о том, что неизвестным благотворителем на имя Иркутского архиепископа пожертвована сумма в 15 тыс. рублей серебром на предмет построения в селении Хабаровка каменной церкви во имя Успения Божьей Матери. Жертвователь поставил условие начать строительство, когда сумма вместе с процентами и другими пожертвованиями составит не менее 40 тыс. рублей. Для сбора доброхотных пожертвований выбрали купца 1-й гильдии Андрея Федоровича Плюснина на один год. В постановлении собрания записали: «Просить Камчатскую Духовную консисторию выдать на имя вышеозначенного г. Плюснина сборную книгу для пожертвований.» Эти документы хранятся в РГИА Дальнего Востока. Средства на строительство храма собирали всем миром «по отсутствию в крае богатых людей». Финансовую помощь строительному комитету оказывал военный губернатор Приморской области Иосиф Гаврилович Баранов и генерал-губернатор Восточной Сибири Дмитрий Гаврилович Анучин. В марте 1885 г. Святейший синод выделил 16 тыс. рублей, 1 тыс. руб. пожертвовала императрица Мария Федоровна, такую же сумму выделил иркутский купец Арсений Петрович Брянцев. Не остались в стороне и хабаровские купцы ( Плюснины, Хлебниковы, Пьянковы, Рафаилов). Были также сотни безымянных жертвователей: крестьяне, мещане, военные.

Андрей Федорович Плюснин не дожил до того момента, когда трудное дело постройки каменного храма было завершено. Его младший брат Василий Федорович Плюснин был преемником не только в торговом деле. Он также свято и добросовестно с 1882 по 1896 гг. исполнял обязанности церковного старосты Иннокентьевской церкви, а затем старосты Градо-Хабаровского Успенского собора с 1887 по 1903 гг. При постройке его заведовал хозяйственной частью.

За заслуги по духовному ведомству, за службу с усердием в должности старосты в течение трёх трехлетий в 1888 г. Василий Федорович Плюснин был пожалован золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее. Камчатским епархиальным начальством ему было разрешено носить мундир IХ класса, установленный в духовном ведомстве, и по оставлении им должности церковного старосты. В 1892 г. опять же за службу по духовному ведомству он был пожалован золотой медалью с надписью «За усердие» для ношения на шее на Владимирской ленте.

В 1896 г. Василий Федорович Плюснин, купец 1-й гильдии, заказал для Хабаровского Успенского собора икону «Албазинской Божьей Матери» (предположительно в Санкт-Петербурге). Это одна из немногих икон, которая после варварского разрушения собора уцелела и попала в краеведческий музей в 1930 г. На обратной стороне иконы сохранилась металлическая табличка:

«Сию святую икону пожертвовали Хабаровскому Успенскому собору Василий и Евгения Плюснины. 1896 г. Февраль 15 дня. Помжни нас, Господи, всегда прийдеше во царствие Твое. Аминь».

Образ Богородицы любили на Руси. Иконы Божьей Матери получали название по месту особой распространенности или прославления — Казанская, Владимирская, Смоленская, Тихвинская и др. Икона «Албазинской Божьей Матери» названа по имени первого русского поселения на Амуре. Это прославленная русская икона, именуемая «Слово плоть бысть». Написана икона на доске. Одежды Богоматери писаны золотом. Изображает она чревоношение Богомладенца. Богоматерь изображена в пояс, прямо. Руки ее как бы поддерживают стоящего впереди нее в полный рост Богомладенца. По обеим сторонам лика Богоматери — два шестикрылых серафима.

Древнерусской орфографией на иконе обозначено: «Матери Иисуса Албазинской Пресвятой Богородице». Великий мастер-иконописец средствами живописи сумел соединить лучшее, что несет в себе женское начало, — материнскую любовь и чистоту. Художник так внимателен к образу Богоматери, к линии, силуэту, передает гибкость, певучесть. В иконе господствует сияющий, яркий, чистый цвет. Гармонии подчинено все изображение в целом, нимб вокруг головы, золотой фон — символ вечного света, в котором пребывает Бог. Икона как бы посылает свет изнутри и с ним божественную энергию. М. Ю. Лермонтов называл Богоматерь «Теплой заступницей мира холодного». Философ Е. Трубецкой говорил, что иконописцы «не в словах, а в красках и образах» размышляли о смысле жизни, несли ответы на те извечные вопросы бытия, о которых мучительно и напряженно размышляет и человек современный. Иконе Божьей Матери доверяли и собственную судьбу, и судьбу своих близких. Они украшали не только храмы, но и каждый дом, каждую семью православного христианина.

Названием иконы служат слова из Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово... И Бог был Слово... И Слово плоть бысть» (Слово стало плотью). Это выражение имеет следующее толкование. «Слово — Иисус Христос как воплощение Бога и одновременно Сын Божий, ставший плотью, вочеловечившийся в Богоматери.» Называли эту икону также «Знамением», т. к. по изображению она близка к этому типу Богоматери.

Место и дата создания иконы точно не установлены. Известно, что она почиталась чудотворной еще до принесения ее в Приамурье.

История иконы «Албазинской Божьей Матери» тесно связана с важнейшими эпизодами открытия и освоения Приамурья русскими людьми.

Нашей хабаровской иконе «Албазинской Божьей Матери», именуемой «Слово плоть бысть», чуть более ста лет, но история ее тянется от ХVII века.

Зимой 1665 — 66 гг. после расправы над илимским воеводой Обуховым на Амур прибыла группа казаков во главе с Никифором Черниговским. На месте городка даурского князя Албазы был основан Албазинский острог. «Для исправления церковных треб» Черниговский насильно увел на Амур иеромонаха Гермогена, основателя Усть-Киренского монастыря в Сибири. Гермоген и принес с собой икону Божьей Матери «Слово плоть бысть».

В 1671 г. недалеко от острога, в урочище, Гермоген основал небольшой монастырь во имя Спаса, куда и была помещена икона, получившая с того времени название Албазинской.

Летом 1685 г. маньчжурская армия пыталась взять Албазинский острог. Приступ был отбит дорогой ценой — казаки потеряли убитыми сотню человек. По совету Гермогена руководивший обороной воевода Толбузин вступил в переговоры с маньчжурами, выговорив защитникам крепости право беспрепятственно покинуть Албазин. Уходя с Амура, Гермоген оставил икону в Сретенске, а сам вернулся в Киренск, где скончался в 1690 г. и был похоронен в основанном им монастыре.

В 1854 г. по Амуру прошел первый сплав войск, положивший начало присоединению Приамурья к России. Икона «Албазинской Божьей Матери», широко известная среди жителей Забайкалья, стала свидетельницей этого выдающегося события. Участник сплава Н. Свербеев, вспоминая экспедицию, писал: «На берегу, на поляне, стоял небольшой стол, покрытый скатертью, на нем — икона Божьей Матери (из Албазина), которою местный священник благословил нас».

В 1868 г. руководителем Камчатской епархии был назначен преосвященный Иннокентий Вениаминов. Следуя на жительство в Благовещенск, центр Камчатской епархии, он привез туда икону «Албазинской Божьей Матери». По его заказу для иконы была изготовлена серебряная риза с надписью: «Сия Албазинская икона Божьей Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским и Алеутским в июне 1868 г. при первом вступлении его в епархиальный город. Икона была помещена в кафедральный собор Благовещенска».

К началу ХХ в. икона стала очень популярной. Из разных мест Приамурского края стекались ее почитатели. Из дальних приходов поступали общественные приговоры с просьбой прислать к ним икону. Преосвященный Никодим, желая укрепить влияние православной церкви в районах, обратился в Святейший синод с ходатайством о разрешении изнесения иконы из Благовещенска. С 1902 г. икона ежегодно проделывала длинный путь. Начинался он торжественно: к кафедральному собору подходили крестные ходы от всех церквей города. Из собора выносили икону, установленную на специальные носилки, украшенные хоругвями. Затем икону водружали на пароход, украшенный живыми ветками, и начиналось ее путешествие по Амуру. Толпы верующих сопровождали икону, ее переносили от деревни к деревне, заносили в дома крестьян. Среди верующих ходили многочисленные легенды о чудесах, творимых иконой. Одна из них: в поселке Бабстово Михайло-Семеновского прихода несколько лет был падеж скота от сибирской язвы. В 1889 г., когда эпидемия достигла наибольших размеров, казаки обратились к епархиальному руководству с просьбой прислать к ним икону «Албазинской Божьей Матери». С иконы сняли копию и послали ее в поселок Бабстово. Сибирская язва там прекратилась. Так как икона изображает чревоношение Богомладенца, считалось, что особенно она помогает беременным и роженицам. Были случаи спасения иконой от эпидемий, стихийных бедствий, военной угрозы. Последний раз чудотворная икона «Албазинской Божьей Матери» совершила путешествие на теплоходе «Миклухо-Маклай» по Амуру от Благовещенска до Николаевска-на-Амуре, повторяя путь первых амурских сплавов (1854 — 1858). Побывала икона и в Хабаровске. 28 мая 1997 г., в год 200-летия основателя Благовещенской епархии святителя Иннокентия, состоялся крестный ход с чудотворной иконой «Албазинской Божьей Матери» от пристани Хабаровск по улице Муравьево-Амурской.

Икона «Матери Иисуса Албазинской Пресвятой Богородице», заказанная в 1896 г. В. Ф. Плюсниным для Хабаровского Успенского собора, это список с иконы благовещенской. Говоря современным языком, это копия, но не копировальной машины, а написанная иконописцем (к сожалению, неизвестным, предположительно санкт-петербургской школы).

Купцы Плюснины — выходцы из забайкальского села Батурино, где была особо почитаема эта чудотворная икона.

Мария БУРИЛОВА,
заведующая отделом истории Хабаровского краеведческого музея им. Н. И. Гродекова