- Христианство на Востоке России
- Божественная литургия на месте разрушенного храма
- Вера и Владимир Евтушенко
- Пространство, время, духовность
- Икона возвращает общественную память
- Таинства рождения, брака и смерти на страницах метрических книг
- Свадьба нанайцев в православном храме
- Харбинский дом милосердия — приют для неприкаянных душ
- Нонн Панополитанский: на грани язычества и христианства
- «Наших прадедов Бог по-иному ковал...»
- Протопопица
- Загадочный свет мыса Аури
- О семье Матвеевых и ее роли в развитии культуры на Дальнем Востоке
- Благотворительность на заре XX века
- Краски воспоминаний и надежд в пейзажах Ивана Лебухова
- По дороге в Гесем
- Окна души в сказках Натальи Тимчук
- Игрушечное царство Светланы Котельниковой
- Размышления, состояния, молитвы
- Театр-галерея: алтари надежды в пустом и бесконечном пространстве
Образ Аввакума в произведениях дальневосточных писателей«Жизнь — это подвиг, и недаром в историческом русском народе самые жизненные, самые глубокие люди — подвижники, люди, отдавшиеся подвигу». Справедливость этого замечания Вс. Н. Иванова доказывает каждый писатель, обращавшийся к образу Аввакума. «Житие протопопа Аввакума», написанное в жанре духовного завещания, — первая попытка автобиографии в русской литературе, было одной из самых любимых книг многих русских писателей. Привлекала и художественная красота стиля, «жемчужность» языка, и образ самого протопопа — идейного вдохновителя русского раскола, человека недюжинной духовной и физической силы, обладающего редкой начитанностью, громадной памятью, ярким литературным дарованием. Путь Аввакума, расстриженного и проклятого, лежал в «смертоносное место, в Дауры», через Игрень — озеро, которое расположено на плоскогорье, разделяющем озеро Байкал и реку Амур. Может быть, то обстоятельство, что опальный протопоп был в верховьях Амура, подвигло дальневосточных писателей А. Несмелова, Вс. Иванова, А. Семенова, В. Еращенко на создание оригинальных произведений о нем и его спутнице, которая разделила с ним невероятные трудности ссылки. К ним можно отнести «Протопопицу» поэта «взвихренной России» А. Несмелова. Пройдя сквозь ад гражданской войны, испытав разочарования, но отнюдь не исчерпав запас душевных сил, поэт, однако, только в минувшем видел отвагу и доблесть: поэма начинается горькими строчками: Наших прадедов Бог по-иному ковал, А. Несмелов называет свою поэму «Протопопица», тем самым подчеркивая значение образа жены Аввакума. Сжатая экспрессия, сила, жизненная правдивость, интуиция — таковы особенности поэмы, написанной в эмиграции. Поэму А. Несмелова знал и ценил Вс. Н. Иванов. Как и автор «Протопопицы», он волею нелегкой судьбы оказался в Китае: оба они были участниками великого исхода из Сибири, оба работали во владивостокских газетах, оба эмигрировали. Историка по образованию, учившегося у С. Платонова, стажировавшегося у философов Г. Риккерта и В. Виндельбанда, Вс. Н. Иванова интересовала отечественная история и, в частности, Аввакум, о котором он писал еще в И пока у тебя нет этого Гёте так говорил. Протопоп Аввакум так и сделал. Если Гете был для Вс. Н. Иванова «учителем жизни», то Аввакум воплотил в себе и несломленный дух, и способность на поступок, и такую веру «в жизнь, в свой народ, что, не убоявшись смерти, своей волей взошел во имя жизни на костер». Таких могучих духом, преданных идее людей Вс. Н. Иванов встречал и в жизни: в Харбине он познакомился с попом-старообрядцем И. Кудриным, который в беседе с ним заметил: «Потому мы умны стали, что нас 300 лет били, все наставляли, чтоб мы не думали, а мы думали...». В работе над образом Аввакума в «Черных людях» писатель, вероятно, вспоминал об И. Кудрине, наделяя свой персонаж и его чертами. Наш современник и земляк А. Семенов также обращался к образу неистового протопопа в стихотворении «Аввакум». Как и А. Несмелова, поэта привлек тот факт из многострадальной жизни Аввакума, когда, отчаявшись, измученная Настасья Марковна вопрошает супруга: «Доколе терпеть эти муки?». Протопоп хмуро ответствует: «Марковна, до самыя до смерти». Со смирением, свойственным только русской женщине, протопопица соглашается: «Ин добро, Петрович, побредем». Писатели прошлого, наши земляки, восхищались духовной красотой и мощью натуры Аввакума, жертвенной любовью его спутницы, желая возродить эти качества в современниках, чтобы завет многовековой русской старины «Сильнее всего в человеке правда и любовь» стал святым для всех. Наталья ГРЕБЕНЮКОВА, |
|||
|