- Родословное древо любимого города
- Монологи о Хабаровске
- В дар хабаровцам — от краеведа Жукова
- Древнее Городище с холмами «вечного» Рима
- Аборигенная история
- Подвиг разведчика Венюкова
- Судьба человека и города
- 1858–1926 гг. Хроника событий
- В Хабаровск, с любовью, из прошлого века
- Строитель Хабаровска — генерал Александров
- Потомки польского повстанца
- Из рода Богдановых
- «...И лучшей награды поэту не надо»
- Сбывшаяся мечта художников Федотововых
- «Ну, Яшка, ты и вылепил!..»
- Роман Василия Ажаева «Далеко от Москвы» — классика социалистического реализма?
- Говорит Хабаровск!
- Мы всегда долетим...
- Когда деревья были маленькими...
- Палитра хабаровской керамики
- Хабаровск по-московскому времени
- Шемаханская царица
- «Не жалей меня, берег»
- Неиссякаемый источник творчества
- Пещера-храм Павла Оглуздина
- Безбрежная река хабаровской весны
- Где-то есть город, похожий на сон...
- «Словесница искусств» — Лауреат Всероссийского конкурса
Вадим ГОГОЛЬКОВ, режиссер, художественный руководитель театра пантомимы «Триада» В Хабаровск я попал в 1966 году. Окончив среднюю школу в поселке Архара Амурской области, оказался перед выбором, куда направить свою судьбу. Поехал поступать на актерский факультет во Владивостокский институт искусств, но, к счастью, меня туда не приняли. Тогда я приехал в Хабаровск и два года проработал на заводе «Энергомаш» у токарного станка. А когда в 1968 году открылся институт культуры, поступил туда уже на режиссерское отделение. С тех пор Хабаровск всегда со мной. Существует мнение, что если провинция в сердце, то ты будешь ощущать себя провинциалом даже в Париже. Я не считаю, что мы живем в провинции. Напротив, может, эта отдаленность от столичных благ накладывает на нашу жизнь и творчество свой отпечаток. Во всяком случае, театр «Триада», которым я руковожу, театр со своим лицом, со своим видением мира, он не похож ни на какой другой. Конечно, создание профессионального театра — дело трудное и долгое. Однако жизненный и преподавательский опыт помог мне в этом. Театр стал моей судьбой и страницей в истории города. Бывая в Японии, мы не ощущали себя провинциалами. Уже одно то, что японцы из всех хабаровских театров выбрали наш, говорит само за себя. В Токио на наших спектаклях была очень взыскательная публика, высокие отзывы в прессе. Когда я проводил мастер-классы с токийскими актерами и режиссерами и чувствовал их неподдельный интерес к нашему искусству, гордился, что дальневосточник. Дальнейшие совместные планы — тому подтверждение. На следующий год я буду ставить пьесу современного японского драматурга с участием в нашем спектакле японского мима. Вообще в Хабаровске какая-то удивительная аура. То ли влияние Амура, то ли природа наша потрясающая тому виной, но такое впечатление, что все время разговариваешь с Космосом. Людмила МИЛАНИЧ, член Союза писателей России Говорить о родном городе так же трудно, как говорить о своей любви. Проще, когда уже написаны стихи... Я хабаровчанка по рождению и знаю одно: даже если бы мне предложили большие деньги и попросили поменять место жительства, уехать туда, где круглый год растут фрукты, — я бы отказалась. Я уезжала работать в Южно-Сахалинск, бывала во многих местах Дальнего Востока. Но Хабаровск — это мой город. И как особенки человека, которого любишь, бывают дороги, так и в Хабаровске есть у меня дорогие места — Амур, родной переулок, который когда-то именовался Киселевским, потом был Парковым, а теперь носит имя капитана Дьяченко. И эти стихи я посвятила ему: Переулок этот мой — В парках плещется листва — Поднимаюсь на чердак, Вот стою, обняв трубу, И в подробности лица Мне кажется, что когда люди по-настоящему любят свой город, они стараются сделать его лучше, красивее, комфортнее. Было время, когда в культурной жизни Хабаровска произошел заметный всплеск: Дальневосточный художественный музей наконец обрел свое постоянное помещение на берегу Амура, театры стали реконструироваться, появились новые. И это продолжается, потому что люди понимают: без духовности невозможно развитие человека. Я нахожусь в художественной среде и понимаю, что в городе должны возникать новые галереи, выставочные залы. Нужно продвигать творчество дальневосточных художников, которое сегодня, кстати, вызывает интерес и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и за рубежом. И если до недавнего времени российские арт-критики могли знакомиться с работами наших художников только по каталогам, то сегодня проходят выставки дальневосточников в разных городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Расширяются рамки, которые довольно долго нас сковывали и заставляли жить в отрыве от центра. Именно с этой целью я создал выставочный зал «Вернисаж», где проходили интересные выставки не только хабаровских художников, но и питерских. А сейчас готовится к открытию новый зал — в исторической части города, на Соборной площади. Когда-то, в 1993 году, я написал работу, посвященную разрушенному Успенскому собору, о котором мне рассказывал еще мой дед. Хотелось выразить надежду, что поруганный храм вернется. И сегодня это осуществилось. Появляется архитектура, которой нам недоставало. С одной стороны, возвращается утраченный облик Хабаровска, с другой — он приобретает новое лицо. Наш город получил статус столицы Дальнего Востока, и хочется, чтобы культурная жизнь тоже соответствовала столичной. Необходимы праздники, фестивали, крупные культурные проекты, которые объединят творческих людей и сделают нашу жизнь яркой. Вера ДУБОВИК, заслуженная артистка России, первая скрипка Дальневосточного симфонического оркестра Я люблю свой город. У меня с ним все связано. Здесь был дом, родные, педагоги. Еще студенткой музыкального училища проходила стажировку в Дальневосточном симфоническом оркестре. И хотя потом уехала учиться в Свердловск, и все так складывалось, чтобы остаться там, судьба вернула меня в родной город. Виктор Зигфридович Тиц, главный дирижер симфонического оркестра, приехал в Свердловск и сказал: «Мы вас забираем». И я была очень рада, что еду в родной город, в оркестр, с которым у меня в итоге связана вся жизнь. У меня всегда такое ощущение, что ты растешь вместе с городом. Ты меняешься, и город меняется, твоя семья растет, и город разрастается. Так что Хабаровск — это моя судьба. Владимир БАБУРОВ, художник, скульптур, член Союза художников России Любовь к городу у каждого начинается с собственных ощущений. Когда мне было 6 лет и я впервые приехал с родителями в Хабаровск, был декабрь, всюду снег. У нас в Курской области, откуда прибыли, совсем другая зима, оттепельная, а здесь сразу почувствовал, как легко дышится, и парок изо рта. И эта улица, ведущая от вокзала, с круглыми крышами фанз, и само здание вокзала, похожее на терем, — все было для меня, западного ребенка, необычным. А когда вошли в здание вокзала, меня поразила сидящая прямо на полу нанайка в наброшенной на плечи шкуре, кормящая грудью чумазого ребенка... Так что, можно сказать, для меня любовь к Хабаровску началась с этой полуголой нанайки. За свою жизнь я поездил по России, видел много городов, но всякий раз убеждался, что более комфортного для души и жизни города, чем Хабаровск, не встречал. Не говоря уже о загранице. Помню, когда я возвращался из Арабских Эмиратов и сошел в Москве с трапа самолета, хотелось упасть на землю и целовать ее. Везде в других местах, даже в таком исконно русском, как Псков, я чувствовал себя, словно в иной стране. А в Хабаровске, удивительном по архитектуре городе, я пророс корнями. Он живой город, мой, здесь прошли моя юность и детство. Работа моя тоже связана с городом. Памятник писателю Н. П. Задорнову — это мой седьмой проект, осуществленный в Хабаровске и крае. Должен сказать, что замахнуться на создание такого памятника — это надо иметь большую наглость и безоглядность. А вдруг бы не получилось. Это же позор навсегда. Талант — еще не все, талантливых художников много. А работать по 15 часов в сутки, не выходя из мастерской, месить глину и гипс, сомневаться, переделывать и довести свой замысел до конца не каждый осилит. Но когда в день открытия памятника сняли покрывало, и в это время впервые после дождливых дней выглянуло солнце, я по реакции собравшихся понял: получилось. Когда проходит какое-то время, вспоминается детство, проведенное в Хабаровске, и я думаю, что тогда мы были больше горожанами, чем сейчас. 50 — Чуть позже в Хабаровске появились первые пятиэтажки, и мы впервые узнали слово «хрущевка». И все мы так радовались, чувствуя себя соучастниками событий. Но это была такая городская активная строительная жизнь, а рядом с ней протекала еще жизнь вечерняя, размеренная, которую сегодня мы, горожане, практически не имеем. Летом нас, детей, водили на прогулку в парк. Причем парк ПКиО был более семейным и любимым, чем, скажем, ОДОСА. И главным местом, где протекала семейная жизнь города, считался пятачок возле утеса. Там располагалась эстрада — «ракушка» с рядами скамеек. Здесь показывали кино, с концертами выступали артисты и коллективы. И это был какой-то ритуал: несмотря на комаров все собирались и смотрели фильм или концерт. А потом все это обсуждалось, люди делились впечатлениями. И была в этом какая-то благостность, патриархальность, всегда свойственная Хабаровску. И когда сегодня читаешь старые газеты, то понимаешь, что в основе хабаровского стиля жизни лежала та патриархальность, которой не было в других городах Дальнего Востока. И даже в Сегодня вообще все другое. Хабаровск стал больше городом не для жизни, а для приезжих, туристов. Да, нам можно многим похвалиться, но уютно ли в городе самим горожанам, старикам, детям? Город существует как бы сам по себе, а его жители — сами по себе. Но красивые места, которые в последнее время возникают в Хабаровске, например, Соборная площадь, новый храм, дают надежду на возрождение старых традиций. Они были у Хабаровска, и если не ушли сегодня, то очень-очень размыты. Эти традиции необходимо собрать, чтобы наш город обрел свое лицо. |
|||
|