- Родословное древо любимого города
- Монологи о Хабаровске
- В дар хабаровцам — от краеведа Жукова
- Древнее Городище с холмами «вечного» Рима
- Аборигенная история
- Подвиг разведчика Венюкова
- Судьба человека и города
- 1858–1926 гг. Хроника событий
- В Хабаровск, с любовью, из прошлого века
- Строитель Хабаровска — генерал Александров
- Потомки польского повстанца
- Из рода Богдановых
- «...И лучшей награды поэту не надо»
- Сбывшаяся мечта художников Федотововых
- «Ну, Яшка, ты и вылепил!..»
- Роман Василия Ажаева «Далеко от Москвы» — классика социалистического реализма?
- Говорит Хабаровск!
- Мы всегда долетим...
- Когда деревья были маленькими...
- Палитра хабаровской керамики
- Хабаровск по-московскому времени
- Шемаханская царица
- «Не жалей меня, берег»
- Неиссякаемый источник творчества
- Пещера-храм Павла Оглуздина
- Безбрежная река хабаровской весны
- Где-то есть город, похожий на сон...
- «Словесница искусств» — Лауреат Всероссийского конкурса
Хабаровский завод художественной керамики — центр гончарного народного художественного промысла Приамурья, который поддерживает и развивает традиции керамических промыслов на Дальнем Востоке. Именно Дальний Восток является регионом древнейшей в мире керамики, образцы которой найдены археологами на местах Селемджинской и Осиповской стоянок по берегам Амура и датированы эпохой ледникового периода (10 — 13 тысяч лет назад). Археологические раскопки, проводимые во второй половине ХХ века известным российским ученым А. П. Окладниковым на территории Хабаровского края, явили миру удивительные образцы художественного творчества древних гончаров, населявших Приамурье в эпоху неолита 5 тысяч лет назад. Амурская посуда изготавливалась без применения гончарного круга и была украшена узором или спиралевидным орнаментом. Следы древнего творчества и сегодня можно созерцать на амурском берегу у села Сикачи-Алян в наскальных антропоморфных изображениях и масках, получивших название «личины». В орнаментах декоративно-прикладного искусства аборигенов Приамурья — нанайцев и ульчей — также прослеживаются аналогичные антропоморфные и зооморфные изображения. В середине XIX века территория Дальнего Востока заселяется русскими и украинцами, которые принесли свою культуру и традиции, в том числе и гончарные. Нарядная керамическая посуда — горшки, крынки, миски и кружки — производилась в селах кустарным способом на потребу дня, но тем не менее на Приамурской промышленной выставке 1913 года работы тех мастеров были отмечены похвальными грамотами. В период революции, Гражданской войны и укрепления обороны дальневосточных границ гончарные промыслы зачахли. Потребность в керамике восполнялась за счет ввоза посуды из центральной части России и из-за границы. В 1923 — 1927 годы правительство стало принимать меры по возрождению погибших народных художественных промыслов: в Москве созданы единый координационный центр и Музей бытового искусства, восстановлен столичный Кустарный музей. С целью возрождения и развития кустарных гончарных мастерских на территории Хабаровского края в 1973 году в Хабаровске построен завод художественной керамики, вошедший в структуру производственно-экспериментального объединения народных художественных промыслов и сувениров местной промышленности. Этому предшествовала большая работа специалистов Московского научно-исследовательского института художественной промышленности, которые, начиная с 1962 года, разработали технологию изготовления керамических изделий на основе красножгущихся глин Корсаковского и Даргинского месторождений Хабаровского края и в лабораторных условиях изготовили опытную партию изделий с нанесенным по сырцу декором нанайских орнаментов. В 1973 — 1975 годы первый директор Г. Я. Павлей привлек в творческую группу завода семью старейших гончаров Зыковых из горшечной мастерской хабаровского «Зеленхоза», выпускницу художественно-графического факультета Хабаровского пединститута Л. Т. Плаксий и гончаров из окрестных сел, которые разработали образцы первых глиняных изделий. Выпускаемые заводом в небольшом ассортименте наборы для кваса, кашпо, небольшие вазы для цветов, штофы для вина, кружки и миски быстро раскупались и пользовались спросом. Формы изделий варьировались в традициях русской и украинской керамики, декорировались поливами разноцветной майоликовой глазури и росписью ангобами. Сюжеты и колорит росписей черпались в многоцветной палитре дальневосточной природы. С приездом в 1976 году выпускницы Абрамцевского художественно-промышленного училища И. А. Оркиной завод начинает выпускать декоративные вазы, пельменницы, жаровни, мелкую пластику, декорированную гравировкой по сырцу с росписью окислами металлов, аэрографией цветными майоликовыми глазурями. В живописной посуде 1976 — 1980 годов начинает ощущаться самостоятельность и независимость. Живопись подчеркивает пластические достоинства ваз и сосудов, акцентирует внимание на рельефе, выполненном процарапкой, создает занимательный элемент в керамическом изделии. Творческий коллектив завода, совершая многочисленные экспедиции по краю, привнес в изготовление керамических изделий неповторимую экзотику искусства коренных народностей Амура: тотемные «личины» тигров, медведей и рыб органично вошли в орнамент и сюжетные росписи. Таковы вазы «Сикачи-Алян» (1976 г.), «Петрографы Сикачи-Аляна» и «Праздничная» (1979 г.), где в единое целое слиты личные впечатления от другого вида искусства, наблюдения за природой Дальнего Востока и плоды авторской фантазии. В конце С 1985 по 1989 годы на заводе работает О. П. Коковцева, выпускница Абрамцевского училища, практиковавшая некоторое время на одном из гжельских предприятий. В изделиях появляется новая форма, близкая русской традиции: наборы для молока, квасники, расписанные глазурями по мокрой терракоте кистью. В живописных росписях изделий перед нами предстает эпическое многообразие дальневосточной природы. Майоликовые и глазурные росписи выполнены в реалистическом стиле. Умение владеть линией и отчетливым мазком, создавать гармонию цвета — все это составляет достоинство хабаровской керамики. К 1990 году складываются каноны, отличающие хабаровскую керамику от глиняных изделий других промыслов. Во-первых, для всего разнообразия росписи изделий наиболее характерны несколько композиционных схем. Во-вторых, выделение фона композиции с учетом круглой поверхности формы и сплошное его расписывание животными, пейзажами, букетами, орнаментами. В-третьих, простые, но постоянные мотивы природы Дальнего Востока, национальных орнаментов славянских народов и народностей Амура, носящие обобщенный характер. В 1992 году завод возглавил новый директор Н. С. Гришин. В это же время создана экспертно-творческая группа специалистов для разработки новых форм и видов керамических изделий и повышения их качественного уровня в традициях существующего народного художественного промысла. В целях экономической целесообразности завод перешел на глину Матвеевского месторождения близ Хабаровска. Пришедшие на завод в 1995 — 2001 годах выпускники худграфа Хабаровского педуниверситета Е. Н. Чарыкова, О. В. Морозова, А. С. Ячменникова создают новые формы (напольные вазы, настенные блюда и тарелки, пасхальные яйца, подсвечники, панно-композиции), декорированные лепниной цветов, нарезкой и гравировкой по сырцу и росписями, совмещающими ангобы и майолику. Сегодня в ассортименте Хабаровского завода художественной керамики более 200 наименований изделий. Коллектив предприятия использует все традиционные способы изготовления изделий: литье шликерной суспензии в гипсовые формы, формовку по шаблону из пластичной массы на формовочном станке, свободное формование из пластической массы на гончарном круге, жгутовый метод, литье основы с последующей художественной лепкой, свободную лепку из пластической массы. Разнообразные способы украшения керамики придают ей неповторимый колорит ручной художественной работы. Художники освоили многоцветную мазковую роспись ангобами, которая наносится по терракоте и покрывается сверху глазурью. Сочетание художественной аэрографии и сложной многоцветной кистевой росписи с элементами сграффито (процарапки) дало возможность использовать в декоре керамических изделий богатейшую растительную и пейзажную тематику Дальнего Востока. В последние годы на заводе используются смешанные способы декорирования гончарных изделий, достигая таким образом эффектов самобытности и очарования. По напыленному черепку наносится роспись черного цвета, а затем следует процарапывание тонкой иглой мельчайших элементов рисунка. Обводка тонкой кистью проявляет роспись: на листьях появляются прожилки, цветы оживают. Способ декорирования по «живой» глине уходит своими корнями в глубокую старину. По археологическим обломкам керамической посуды, найденной на территории Хабаровского края, мастера завода возродили технику, суть которой сводится к нанесению орнамента или рисунка по сырцу стеками различного профиля. Таким образом декорированы кашпо «Арго», горшки для цветов «Конус», «Ромашка», «Тутти», «Овальный», ваза «Чудачка». По-прежнему Хабаровский завод художественной керамики — гордость города и края. Он неоднократный дипломант городских, региональных, республиканских и зарубежных выставок, представитель коллективного народного творчества в Российской ассоциации художественных промыслов. Светлана ЖУК, искусствовед |
|||
|