Неиссякаемый источник творчества

Ирина СоболевскаяВ середине 50-х у нас, в центральной музыкальной школе Хабаровска, появился новый преподаватель музыкально-теоретических дисциплин — Ирина Павловна Соболевская. Она была настолько очаровательна, что мы сидели на уроках и завороженно смотрели на нее.

После случайных педагогов-хоровиков к нам пришел настоящий теоретик с высшим образованием (Свердловская консерватория), да к тому же с такой внешностью! И мы проявляли себя как могли: я старалась самой первой написать музыкальный диктант, Витя Нестеров (сейчас он доктор педагогических наук) тоже не отставал, кто-то вообще ничего не писал — надо же как-то заявить о себе!

Позднее, уже в музыкальном училище, мы вполне смогли оценить высокий профессионализм Ирины Павловны. Ее критический ум осмысливал различные явления и тенденции в искусстве 60-х годов, давая им неординарную оценку. А мы с помощью нашего педагога учились правильно реагировать на новую культурную ситуацию.

Сейчас, когда прошло так много лет и я давным-давно окончила и консерваторию, и аспирантуру, стажировалась в лучших вузах и научных учреждениях столицы у видных российских ученых, пришло понимание того, какое большое значение для нас, многочисленных учеников Соболевской, имело общение с этой удивительно мощной творческой личностью. Именно с приездом в Хабаровск Ирины Павловны здесь создалась основа для появления новой музыкальной специализации — музыковед-историк. Позднее приехали другие талантливые педагоги — Э. Красинский, Ж. Фрейтор, — и теоретическое отделение училища заработало весьма интенсивно.

Большую часть своей творческой жизни Ирина Павловна отдала педагогической деятельности, а в последние годы работала в краевой филармонии и Дальневосточном художественном музее. Как лектор-музыковед она и сейчас с особым мастерством умеет изложить самую суть произведения, помогая слушателям осмыслить его.

Стоит отметить и музыкально-критические статьи Ирины Павловны. Их диапазон довольно широк — от вопросов музыкального воспитания до сложных проблем, связанных с работой музыкального театра. Ее острое перо бьет в самую цель. К примеру, о постановке «Баядеры» в Хабаровском театре музкомедии в 1981 году читаем: «...в спектакле не происходит ни завязки, ни кульминации, и „журчит“ действие, „как ручеек“. И это — в оперетте!.. Одни уходят, „отпев“ свое, другие приходят...Отсутствует взаимозаинтересованность в действии, отсутствует психологическое взаимодействие».

Сегодня И. П. Соболевская, заслуженный работник культуры России, возглавляет жюри ежегодного театрального фестиваля, итоги которого по традиции подводятся к Международному дню театра. Вместе со своим мужем, замечательным пианистом В. Л. Соболевским, Ирина Павловна часто бывает за границей, где они пропагандируют русскую и современную отечественную музыку. Вячеслав Львович называет Ирину Павловну «перпетуум мобиле», и не без основания. В этой женщине на самом деле неиссякаемый источник энергии и творчества!

Наталья СОЛОМОНОВА, доктор искусствоведения, профессор
Фото Сергея АЛЕКСЕЕВА