- Родословное древо любимого города
- Монологи о Хабаровске
- В дар хабаровцам — от краеведа Жукова
- Древнее Городище с холмами «вечного» Рима
- Аборигенная история
- Подвиг разведчика Венюкова
- Судьба человека и города
- 1858–1926 гг. Хроника событий
- В Хабаровск, с любовью, из прошлого века
- Строитель Хабаровска — генерал Александров
- Потомки польского повстанца
- Из рода Богдановых
- «...И лучшей награды поэту не надо»
- Сбывшаяся мечта художников Федотововых
- «Ну, Яшка, ты и вылепил!..»
- Роман Василия Ажаева «Далеко от Москвы» — классика социалистического реализма?
- Говорит Хабаровск!
- Мы всегда долетим...
- Когда деревья были маленькими...
- Палитра хабаровской керамики
- Хабаровск по-московскому времени
- Шемаханская царица
- «Не жалей меня, берег»
- Неиссякаемый источник творчества
- Пещера-храм Павла Оглуздина
- Безбрежная река хабаровской весны
- Где-то есть город, похожий на сон...
- «Словесница искусств» — Лауреат Всероссийского конкурса
— У нас уже четыре колоратуры на Всесоюзном радио... Но мы можем Вам предложить работу в Московской филармонии. А что касается радио — есть возможность работать на периферии, в Хабаровске. Там очень нужны профессиональные вокалисты. Так как Вы решите? С такими словами известный дирижер Николай Семенович Голованов, председатель комиссии по распределению выпускников Московской консерватории 1939 года обратился к молодой вокалистке Варваре Соломоновой. И она ответила: «Я выбираю Хабаровск». Так она и связала на долгие годы свою судьбу с Хабаровским краевым комитетом радиоинформации. Нужно ли говорить, что в то время радио было основным источником коммуникации, а его работники — дикторы, чтецы, солисты-вокалисты, инструменталисты — имели большую популярность в городе. Естественно, роль Хабаровского радио в пропаганде классической музыки, популяризатором которой и являлась Варвара Степановна Соломонова, наш педагог, была очень велика. Мы росли на «музыкальном словаре» лучших достижений русской и зарубежной классики, впитывая в себя это богатство. Первое выступление артистки Соломоновой на Хабаровском радио было очень успешным: звучал вальс Штрауса «Весенние голоса» и другие известные произведения в исполнении симфонического оркестра. После этого дебюта один из режиссеров театра музкомедии сказал Соломоновой с большим пафосом и убедительностью, что ей лучше уехать из Хабаровска, поскольку здесь ее просто не оценят. Оценят, не оценят... Знаю только, что Варвара Степановна была очень независимым и гордым человеком. Ее документы на присвоение звания так и пролежали у какого-то чиновника в столе, но трудовая книжка пестрела благодарностями, а любовь радиослушателей была истинной — сотни писем буквально обрушивались на обладательницу изысканного голоса. Кроме арий из опер в репертуар Варвары Соломоновой входили камерные произведения русских и зарубежных авторов, которые она исполняла сольно и с вокалистами, своими коллегами М. Зубчаниновым, Н. Занковым, Т. Бысовой, А. Даниловой, а также с инструменталистами И. Миланичем, Г. Ледневым, Ю. Ворониным. Довольно часто она пела с симфоническим оркестром под руководством М. Шаевича, М. Бенедиктова, с оркестром русских народных инструментов под управлением Н. Агафонова. Любимым композитором Варвары Степановны был Римский-Корсаков. Позднее на надгробии Соломоновой ее дочь Наталья — ныне доктор искусствоведения — выгравировала мелодию партии Шемаханской царицы, с которой когда-то Варвара Степановна, молодая певица, поступила в Московскую консерваторию. В 1953 году Совет Министров СССР издал постановление, которое упраздняло все коллективы, существовавшие при радиокомитетах. Вещание переводилось в основном на механическую запись. Варвара Степановна стала реже выступать на радио, однако начала работать в Хабаровском музыкальном училище педагогом по вокалу. За четыре года мы, студенты, прошли около двухсот произведений, всегда держали их в репертуаре: повторяли, дорабатывали. Ее педагогическое мастерство в полной мере я могу оценить только сейчас, когда сама стала зрелым педагогом. Прекрасная певица с богатой московской школой, Варвара Соломонова оставила свой след и в педагогической деятельности, воспитав десятки учеников. Это, в первую очередь, вокалисты, а также дирижеры-хоровики, с которыми она занималась постановкой голоса. Некоторое время по просьбе В. Румянцева Варвара Степановна работала с солистами Ансамбля песни и пляски Дальневосточного военного округа. Всегда спокойная, доброжелательная, но очень требовательная, она привлекала своим жизнелюбием, оптимизмом, постоянным поиском новых исполнительских задач. Я очень благодарна судьбе, что она свела меня с Варварой Степановной Соломоновой. Закончилась моя певческая деятельность, а педагогическая продолжается уже около сорока лет. Мои ученики — выпускники вокального отделения педагогического колледжа Е. Заряднова из санкт-петербургского дуэта «Bell canto», О. Пергачева из ансамбля «Дальний Восток», Ю. Лакомая из Хабаровского театра музыкальной комедии и многие другие — это уже музыкальные внуки нашей Варвары Степановны Соломоновой. Сталина СТУКОВА, педагог по вокалу «У Варвары Степановны был прекрасный, „полетный“, удивительно нежный голос. Она имела огромный репертуар, включающий все известные партии лирико-колоратурного сопрано. Особенно часто Соломонова исполняла свою любимую „Снегурочку“ из одноименной оперы Римского-Корсакова, ведь певческую карьеру в оперной студии консерватории она начала именно с этой роли. Варвара Степановна преподавала и в Хабаровском музыкальном училище. По моей просьбе меня зачислили к ней в класс в 1957 году. Для себя я твердо решила перенять у Соломоновой великолепную вокальную культуру и приемы вокального исполнительства. И в итоге получила мощный фундамент настоящей школы. С ним уверенно чувствую себя всю свою творческую жизнь. Это со мной, когда я пою „жестокий романс“ в одноименном фильме Эльдара Рязанова, когда пою классику и даже джаз...» Валентина ПОНОМАРЕВА, народная артистка России «Варвара Степановна Соломонова осталась в моей памяти как человек, излучающий свет и гармонию. Те нечастые встречи с ней в училище искусств, где я учился в Алексей НИКИТИН, кандидат искусствоведения, доцент |
|||
|