- Родословное древо любимого города
- Монологи о Хабаровске
- В дар хабаровцам — от краеведа Жукова
- Древнее Городище с холмами «вечного» Рима
- Аборигенная история
- Подвиг разведчика Венюкова
- Судьба человека и города
- 1858–1926 гг. Хроника событий
- В Хабаровск, с любовью, из прошлого века
- Строитель Хабаровска — генерал Александров
- Потомки польского повстанца
- Из рода Богдановых
- «...И лучшей награды поэту не надо»
- Сбывшаяся мечта художников Федотововых
- «Ну, Яшка, ты и вылепил!..»
- Роман Василия Ажаева «Далеко от Москвы» — классика социалистического реализма?
- Говорит Хабаровск!
- Мы всегда долетим...
- Когда деревья были маленькими...
- Палитра хабаровской керамики
- Хабаровск по-московскому времени
- Шемаханская царица
- «Не жалей меня, берег»
- Неиссякаемый источник творчества
- Пещера-храм Павла Оглуздина
- Безбрежная река хабаровской весны
- Где-то есть город, похожий на сон...
- «Словесница искусств» — Лауреат Всероссийского конкурса
Уже много лет Дальневосточный художественный музей формирует свои тематические коллекции. Их несколько, и условно они носят рабочие названия, отражающие содержание произведений: «Военная», «Автопортреты и портреты художников», «Аборигенная», «Нон-конформисты», «Эротика в искусстве», «Дальневосточное искусство», «Русское зарубежье», «Искусство социалистического реализма». Тематический принцип, лежащий в основе отбора экспонатов для этих коллекций, дает возможность серьезно и в широком диапазоне знакомиться с историей искусства. Немногочисленные экспонаты живописи и графики, объединенные в тематическую коллекцию под условным названием «Хабаровск», не отличаются масштабностью авторских замыслов и зычным парадным воплощением. В большинстве своем это небольшого формата этюды и наброски, воссоздающие образ Хабаровска в разные годы. Наиболее ранние произведения из этой коллекции датируются концом XIX века. Не богато здесь и с именами. Для большинства местных художников эта тема не стала основной в их творчестве. Объяснение этому простое — в свое время в масштабах искусства государственного, именуемого соцреализмом, эта тема считалась мелковатой и не была востребована. Постперестроечный период вывел в лидеры искусство формальных поисков и экспериментов, где не было места реалистическому городскому пейзажу с его повествовательностью и лиризмом. Но именно эти качества способствовали переходу городского пейзажа в разряд коммерческих жанров, что несколько ослабило его общий художественный уровень. «Пейзаж на продажу» стал обычным «оригинальным» туристическим продуктом, призванным компенсировать отсутствие в городе сувенирной полиграфии. Но далеко не всякий художник может позволить себе поставить на поток подобное «изопроизводство». Для человека творческого это невозможный процесс. Художник интересен тогда, когда он непредсказуем, когда может удивлять и удивляться, когда каждое мгновение для него неповторимо и чудесно, а мир необъясним. В этих условиях на свет появляются подлинные шедевры, способные на протяжении многих лет и веков сохранять чудесную силу искусства, дух времени и образ творца. Возможно, пафос здесь не совсем уместен, но уж очень хотелось сказать о главном предназначении художника и о его ответственности перед самим собой и будущим. Авторы, чьи имена упомянуты ниже, вряд ли специально ставили такие задачи, скорее всего, они так жили, так творили и иначе не могли. Именно поэтому их далеко не программные произведения покоряют нас свежестью красок, оригинальным видением и мастерством исполнения. Этюды А. В. Шишкина, В. П. Беляева, В. И. Борисова запечатлели виды старого Хабаровска. Эти уникальные и бесценные художественные произведения 20 — Свойственные этюду непосредственность, спонтанность и живость действительно заставляют думать, что «картинка» живая, что еще мгновение, и мы услышим голоса летнего «пляжа», шум «Муравьева-Амурской» улицы, вдохнем запахи «новой набережной» и «затона». Рассматривая старые рисунки и акварели, иначе осознаешь свою жизнь в этом городе, и почти физически ощущаешь непрерывность течения времени и неизбежность грядущих перемен. Счастливым и беззаботным предстает Хабаровск в этюдах С неменьшим размахом страна переживала Сказочно наряден, приветлив и беззаботен город в работах Вадима Федорова, Александра Лепетухина и Владимира Бирюкова. Авторская непосредственность и нарочитая наивность возвращают зрителя в мир счастливого детства, в мир каруселей, игр и лакомств. Мотив периферийного хабаровского дворика с неизменными лавочками, песочницами и тополями стал одним из любимых в творчестве хабаровской художницы Нелли Патехиной. Традиционно работая с легкими материалами, она с большим мастерством передает на бумаге состояние незыблемой патриархальности, душевного комфорта и умиротворенности. Явный топографический уклон в выборе жанра характерен для сегодняшнего творчества Владимира Хрустова. Используя весь свой арсенал живописных средств, он без устали воспроизводит милые сердцу горожан виды. Его богатый этюдный материал часто находит воплощение в полноценных форматных и законченных произведениях. Однако приходится заметить, что в последние годы состояние этой части музейного собрания почти не меняется. Коммерческий спрос значительно упростил подход к художественным трактовкам городского пейзажа. Второсортные, средненького уровня штампы почти вытеснили то настоящее, что помогает многим поколениям хабаровчан видеть и создавать уникальный образ родного города. Сегодняшние живописные «дворики», «домики» и «улочки», возможно, и не обладают музейной ценностью, но для многих могут стать предметом страстного коллекционирования. Ведь предаваясь этой благородной страсти, каждый из нас может создать свой уникальный музей, музей своих чувств и воспоминаний, своих вкусов и ценностей. И уверяю вас, что вопреки расхожему обывательскому мнению, музей — это не мертвое хранилище экспонатов, а живой и очень творческий организм, дарящий человеку удивительную радость общения с прекрасным. Светлана СОЛОВЬЕВА, искусствовед, заведующая отделом современного искусства Дальневосточного художественного музея |
|||
|