- Знать и помнить
- Простая летопись
- Простая летопись страданий
- ГУЛАГ – все звенья системы
- Крестный путь
- «Первый в бою и он же на плаху…»
- Союз обреченных
- Где-то в поле возле Магадана...
- «Спасибо за память обо мне»
- Баллада о баланде
- Долгое возвращение*
- «Этот край – не наша Родина…»
- Театр за колючей проволокой
- Дар Наума Нальского
- Из воспоминаний колымской Травиаты
- Колымский букет
- Георгий Вагнер и его тюремная исповедь
- Взываю к Тебе, Господи…
- Дело «харбинцев»
- История старообрядческого братства
- Уроки доброты
- Единое пространство культуры
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Театральный сезон
- Дом народного творчества
Письмо Асира Сандлера Никите Николаевичу Заболоцкому*[...] Мне в известном смысле «повезло». Я был на крупнейших стройках, где находились и писатели, художники, ученые, деятели во всех областях жизни, масштабные люди. Все примечательное с моей точки зрения я зашифровал. На нитках, которые не отбирались, поскольку ремонт одежды поощрялся: «узелковое письмо», описанное Джеком Лондоном. И вот накопленное за столько лет, переданное всякими законными, а больше незаконными способами за пределы зоны, но перепутанное невероятно я, начиная с пятьдесят седьмого года, расшифровывал. Напрасно надеялся на свою, пусть и тренированную, память. Целый ряд фамилий и дат я не записывал. Тогда мне казалось, что буду их помнить вечно. Но это только казалось... Моя встреча с Николаем Алексеевичем Заболоцким произошла вследствие того, что я был судим Военным трибуналом Закавказского военного округа. А кодекс Азербайджана по нумерации статей резко отличался от кодекса Российской Федерации. И вместо Начальство было столь благосклонно, что сообщило о том, что через пару недель нас этапируют на Колыму, поскольку к ним мы попали по ошибке. Было нас двое: я и девятнадцатилетний Тедди, поэт божьей милостью. И вот нас водворили в какую-то тюрьму не тюрьму, КПЗ не КПЗ. Там были еще двое — студенты-свердловчане, издававшие на литфаке какой-то рукописный журнал, за что и получили по десять лет. Итак, нас оказалось четверо. Днем к нам завели еще одного человека. Человек этот расположился очень уверенно, обстоятельно. По всему чувствовалось, что тюремный опыт у него есть. Познакомились. Николай Алексеевич был значительно старше нас. Табачок у него был, а спичек не было. Мы быстренько закрутили в плотный жгут клок ваты из телогрейки и начали быстро тереть, катать с помощью специальной дощечки по полу. В определенный момент, когда уже почувствуется слабый запах горелого, вату надо быстро разорвать посередине. И можете прикуривать. Сказать, что Николай Алексеевич проявил себя общительным, никак нельзя. Он только сообщил, что его вызвали для встречи с прибывшим начальством по линии госбезопасности. Я никак не мог понять, к какому контингенту он принадлежит. Заключенный? Ссыльный? Спецпоселенец? И прямо спросил его об этом. Он ответил, что сейчас уж и сам не знает, кто он. О своей работе сказал: — Чертим разные бумажки. Меньше всего я думал, что передо мной один из крупнейших поэтов России. [...] Шли дни. Нас никто не вызывал, а Николая Алексеевича тревожили, и каждый раз, я это чувствовал, он приходил все более спокойным. Вызывали нас не по фамилиям, а по номерам. Так что мы даже не знали, с кем рядом ежедневно находились. Примерно на десятый день Николай Алексеевич сказал, что с ним вроде разобрались и скоро отправят в Кулунду. Вечерком, после так называемого ужина, Тедди сказал: — А жрать-то уж больно хочется! Я предложил: — Давайте напишем балладу о баланде. Противопоставим блатному фольклору если не поэзию, то хотя бы эрудицию. И Николай Алексеевич, молчаливый, серьезный, занятый своими раздумьями, вдруг сказал нам, что и он включится в создание баллады, но если только будет выработан твердый, строгий план. Чем очень нас удивил. План был выработан. Начало предложил Тедди: В Шервудском лесу догорает костер... Николай Алексеевич сказал, что первые восемь строк он берет на себя, вторые восемь беру я, третье восьмистишие берет Тедди и так далее. И вот что появилось на свет. Первым начал Николай Алексеевич: В Шервудском лесу догорает костер, Кровавое мясо соками шипит Дальше продолжил я: Хрустальные люстры сияние льют, Изящный француз распекает слугу, Тедди: Чалмою завился узорчатый плов, И вкрадчиво пальцы вплетаются в рис, Николай Алексеевич: Огромная ложка зажата в руке, И тонет пшено в белизне молока, Тедди: Но сочный олень и фазанье рагу, Николай Алексеевич, перебивая, экспромтом: Ах, всех этих яств несравненных гирлянда Тедди: В тебе драгоценная кость судака, Я: Клянусь Магометом, я вам не солгу, Пусть венгры смакуют проклятый гуляш,
«Баллада о баланде» состоит из пятидесяти строк, из которых восемнадцать принадлежат Николаю Заболоцкому. Она широко была известна на Колыме, Чукотке, в Тайшете в далекие минувшие годы; нынешние колымчане и магаданцы — совершенно иные люди — имеют весьма смутное и искаженное представление о Колыме тридцатых, сороковых и даже пятидесятых годов. Балладу знали на память многие литераторы, поэты, прозаики, художники, скульпторы, ученые. Писатель Борис Ицын, поэт Валентин Португалов, скульптор Михаил Ракитин, художник Соколов-Островский. «Баллада о баланде», в конце концов, шутка голодных людей, обладающих чувством юмора, оптимизмом и тем, что называют стойкостью духа. Когда баллада была окончена, каждый выучил ее по одному-единственному экземпляру, ибо сочинялась она без бумаги и карандаша, поскольку средства связи у нас изымались. Был крохотный огрызочек карандаша и один листок серой оберточной бумаги. [...] Наступил час, когда мы должны были расстаться. За день до этого на вечерней поверке дежурный сказал: — Заболоцкий! Готовься, завтра уйдешь! Вечером все долго молчали. И вдруг Тедди взорвался: — Как вам не стыдно, Николай Алексеевич! Я думал, что вы бухгалтер, а вы ведь поэт Заболоцкий?! Почему же вы об этом не сказали раньше? — А что бы это изменило? — Я считаю себя поэтом совсем молодым и неопытным, но поэтом. Сколько же я вам прочел бы и узнал от вас! Это же академия! Николай Алексеевич, отечески улыбнувшись, ответил: — Литературой и поэзией будем заниматься после «империалистической буффонады». Кажется, так нам обещал Лев Толстой? (Имеется в виду шутка, когда Заболоцкий, Сандлер и Тедди устроили спиритический сеанс: вызывали дух Толстого и спрашивали у него, когда же наступит долгожданная свобода. И классик «ответил»: «После империалистической буффонады». — Примеч. ред.). Работай все время, всюду и каждый день. Первую книжку пришлешь мне на рецензию. Ну а ты, — это уже ко мне, — версификатор, отличный версификатор на уровне многих. Но — не надо. Ты по призванью журналист, найди свой стиль, себя и — с богом! Он ушел, оставив нам весь свой запас табаку. И перед уходом: — Так значит, в Москве, после буффонады... Сказано совершенно будничным, ровным, тихим голосом, без малейшей аффектации. Прошло тринадцать лет. В 957 году писатель Натан Забара после реабилитации уезжал в Киев. В списке лиц, с которыми он хотел встретиться, был и Н. Заболоцкий. Я передал с ним записку. В ней был мой магаданский адрес и сообщение, что месяцев через десять буду на материке, увидимся. А подпись была такая: «В Шервудском лесу костер догорел. Асир». Через месяц получил открытку, крайне лаконичную: «Поторопись. „К закату склоняется день“. Н.3.». В ноябре 1958 года я прибыл в Москву... С опозданием. Вот и все основное, Никита Николаевич. С уважением. 28 апреля 1978 года. *Из книги: Сандлер А.С., Этлис М.М. Современники ГУЛАГа: Книга воспоминаний и размышлений. Магадан, 1991 (глава восьмая, «Встреча») ↑ Сандлер Асир Семенович Родился в Баку в семье работника таможни. Учился на факультете русского языка и литературы Института заочного педагогического образования и повышения квалификации педагогов. С 1936 по 1938 год служил полковым учителем в зенитно-артиллерийском полку в Баку. В декабре 1941 года арестован по ложному обвинению. Военный трибунал Закавказского военного округа вынес Сандлеру смертный приговор, но после ходатайства о помиловании его заменили 10 годами ИТЛ. До конца своих дней Асир Сандлер жил в Магадане, работал в местной печати. Он автор двух книг, вышедших в Магадане: «Узелки на память» (1988), «Современники ГУЛАГа» (совместно с М. М. Этлисом, 1991). В 1991 году участвовал в открытии памятника жертвам политических репрессий на «Серпантинке» — месте бывшей колымской внутренней тюрьмы смертников. |
|||
|